Как выявить зависимость от компьютерных технологий у подростков. Тесты на выявление ранних признаков компьютерной зависимости у несовершеннолетних тест на тему Обыкновенный тест на интернет зависимость

ТЕСТ НА ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЮ

(Т.А.Никитина, А.Ю. Егоров)

Методические рекомендации. Данная методика позволяет выявить определенный уровень интернет-зависимости (зависимость от социальных применений Интернета, то есть от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными).

Тест

1.В свободное время я чаще:

А) играю в компьютерные игры;

Б) провожу время с друзьями;

В) посещаю Интернет.

2.С какого возраста Вы играете (компьютерные игры, Интернет - нужное подчеркнуть)

4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17

3.Сколько раз Вы играете (компьютерные игры, Интернет - нужное подчеркнуть):

А) 1 раз в неделю;

Б) 3-4 раза в неделю;

В) каждый день, несколько раз в день;

Г) 1 раз в месяц;

Д) другое _________.

4.Сколько времени Вы находитесь в компьютерное игре, Интернете - нужное подчеркнуть):

А) 1-2 часа;

Б) 3-4 часа;

В) 5-6 часов;

Г) более 6 часов.

5.Какие компьютерные игры Вы предпочитаете (обвести до 2 букв):

А) аркады;

Б) головоломки;

В) игры на быстроту реакции и сообразительность;

Г) традиционные азартные игры (рулетка, казино и т. д.).

6.Возвращаетесь ли вы на другой день к игре, чтобы отыграться:

А) никогда;

Б) иногда;

В) чаще всего;

Г) почти всегда

7.Когда Вы находитесь в Интернете, то предпочитаете (обвести до 2 букв):

А) виртуальную реальность;

Б) E-MAIL;

В) ICQ (чаты общения);

Г) USENET (конференция);

Д) Internet Real Chat – сетевые игры (нужное подчеркнуть: бродилки, аркады, квесты, стрелялки, РПГ, симуляторы).

8.Когда Вы играете (компьютерные игры, Интернет - нужное подчеркнуть), то испытываете:

А) эйфорию;

Б) радость;

В) облегчение;

Г) азарт;

Д) расслабление.

9.Как часто Вы замечаете, что находитесь в игре или в Интернете больше запланированного времени:

А) иногда;

Б) редко;

В) часто;

Г) очень часто;

Д) всегда;

Е) это ко мне не относится.

10.Вы предпочитаете играть:

А) один;

Б) с друзьями.

11.Отношение близких (родителей, друзей) к Вашему увлечению:

А) играют вместе со мной;

Б) положительное;

В) нейтральное;

Г) отрицательное;

Д) резко отрицательно.

12.Когда Вы долго не играете или не находитесь в Интернете, Вы испытываете:

А) беспокойство;

Б) раздражительность;

В) чувство дискомфорта;

Г) чувство подавленности;

Д) чувство пустоты.

13.Как часто Вы откладываете встречи с друзьями и личные дела из-за компьютерных игр, Интернета:

А) иногда;

Б) редко;

В) часто;

Г) очень часто;

Д) всегда;

Е) это ко мне не относится.

14.Являются ли компьютерные игры, Интернет причиной проблем с учебой:

А) иногда;

Б) редко;

В) часто;

Г) очень часто;

Д) всегда;

Е) это ко мне не относится.

15.Отмечается ли в последнее время по каким-либо признакам ухудшение здоровья (обвести до 3 букв):

А) беспокойный сон;

Б) бессонница;

В) боль в кистях;

Г) сухость, жжение глаз;

Д) боли в спине;

Е) онемение пальцев рук.

16.В реальной жизни Вам свойственны (отметить до 3-4 букв):

А) тревожность;

Б) депрессия;

В) одиночество;

Г) недовольство окружающими;

Д) недовольство собой;

Е) невозможность расслабиться.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчет суммарного балла осуществляется с помощью ключа:

Баллы

10Б

13Е

14Е

8Б,В,Г

9А,Б

10А

13А,Б

14А,Б

15А,Б,В,Г,Д,Е

8А,Г

12А,Б,В,Г,Д

Тесты

Тесты позволяют определить уровень компьютерной зависимости учащихся образовательных учреждений разной возрастной категории.

Тесты-опросники состоят из двух блоков: первый блок заполняется учащимися, второй – родителями учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тесты

на выявление ранних признаков компьютерной зависимости у несовершеннолетних

Тесты позволяют определить уровень компьютерной зависимости учащихся образовательных учреждений разной возрастной категории.

Тесты-опросники состоят из двух блоков: первый блок заполняется учащимися, второй – родителями учащихся.

Инструкция: Внимательно прочтите десять вопросов. Каждый из них Вы должны оценить как верный или неверный. Если вопрос кажется Вам верным или преимущественно верным, поставьте «Да», если неверным – «Нет».

Блок I. Тесты для ребенка

Вариант 1.

  1. Часто ли Вы замечаете, что проводите в он-лайн больше времени, чем намеревались? (да / нет)
  2. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети? (да / нет)
  3. Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами в сети? (да / нет)
  4. Замечете ли Вы, что Ваша успеваемость в школе стала хуже из-за того, что на учебу у Вас не остается времени, так как Вы слишком много времени проводите в сети? (да / нет)
  5. Часто ли Вы представляете, как вновь окажетесь в Интернете? (да / нет)
  6. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна? (да / нет)
  7. Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети Интернет? (да / нет)
  8. Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна? (да / нет)
  9. Чувствуете ли Вы оживление, возбуждение, находясь за компьютером? (да / нет)
  10. Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна, с тех пор как Вы стали использовать компьютер ежедневно? (да / нет)

Вариант 2.

  1. Вам приходилось просить учителей, родителей заменить хотя бы часть знаний компьютерными играми? (да / нет)
  2. Вы чувствуете, что Вам не всегда удается сразу же прекратить компьютерную игру? (да / нет)
  3. Вы чувствуете себя раздраженным или усталым, если долго не играете на компьютере? (да / нет)
  4. Обычно Вы занимаетесь компьютерными играми больше, чем планировали? (да / нет)
  5. Вам приходилось срочно закрывать окно с компьютерной игрой или сайта, когда приходили родители, учителя, друзья? (да / нет)
  6. Вам приходилось садиться за компьютерную игру, чтобы исправить себе настроение (например, чувство вины, раздражительности) или просто, чтобы успокоиться? (да / нет)
  7. Возникают ли у Вас головные боли после игры за компьютером? (да / нет)
  8. Пренебрегаете ли Вы приемом пищи из-за компьютерной игры? (да / нет)
  9. Пренебрегаете ли Вы личной гигиеной из-за компьютерной игры? (да / нет)
  10. В обычной жизни чувствуете ли Вы пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером? (да / нет)

Подсчет результатов: производится специалистами, проводившими тестирование.

«Да» – 1 балл,

«Нет» – 0 баллов.

0 – 3 балла – низкий уровень компьютерной зависимости.

4 – 6 балла – средний уровень компьютерной зависимости.

7 – 10 баллов – высокий уровень компьютерной зависимости.

Блок II. Тесты для родителей

Вариант 1. Ваш ребенок, …

  1. Приходя домой, первым делом садится за компьютер? (да / нет)
  2. Забросил домашние дела, учебу, стал непослушным? (да / нет)
  3. Раздражителен, груб, если его отвлекают от компьютера? (да / нет)
  4. Совершает прием пищи, не отрываясь от компьютера? (да / нет)
  5. Не знает, чем себя занять, если компьютер недоступен или сломался? (да / нет)
  6. Не способен контролировать время, проводимое за компьютером? (да / нет)
  7. Тратит много денег на компьютерные игры? (да / нет)
  8. Перестал общаться с друзьями, все больше времени проводит в он-лайн? (да / нет)
  9. Посещает различные запретные сайты? (да / нет)
  10. Постоянно говорит о компьютерных играх, об общении в Интернете? (да / нет)

Вариант 2. Ваш ребенок, …

  1. Испытывает раздражение при необходимости закончить игру? (да / нет)
  2. Из-за компьютерной игры жертвует времяпровождением с семьей, родными? (да / нет)
  3. После компьютерной игры жалуется на головные боли, возникает сухость слизистой оболочки глаз? (да / нет)
  4. Высказывает желание проводить в Интернете больше времени? (да / нет)
  5. Во время компьютерной игры полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры? (да / нет)
  6. Из-за компьютерной игры пренебрегает питанием, личной гигиеной? (да / нет)
  7. В результате систематического времяпровождения за компьютером, потерял интерес к учебе, к спортивным секциям, кружкам? (да / нет)
  8. Преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми или общением он-лайн? (да / нет)
  9. Проводя длительное время в Интернете, нарушает режим дня? (да / нет)
  10. Предпочитает общение с виртуальными друзьями, чем с реальными? (да / нет)

Подсчет результатов: производится родителями.

«Да» – 1 балл,

«Нет» – 0 баллов.

Полученные баллы суммируются.

0 – 3 балла – низкий уровень компьютерной зависимости; родители могут справиться с возникшей проблемой самостоятельно (см. рекомендации );

4 – 6 балла – средний уровень компьютерной зависимости, для решения проблемы необходима консультация специалиста (психолога);

7 – 10 баллов – высокий уровень компьютерной зависимости, чрезмерное увлечение компьютером, которое может привести к психологической зависимости ребенка; родители не могут справиться с возникшей проблемой самостоятельно, поэтому необходимо обратиться за помощью к специалисту (психологу, психотерапевту).


Интернет-зависимость неоднородна по своей типологии, и пока не существует официально утвержденных критериев для определения степени привязанности к интернету. Вместе с тем, исследователями в этой области разработано уже достаточно большое количество тестов, позволяющих выявить степень наличия зависимости от интернета.

1. Кимберли Янг, профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде, автор книги «Пойманные в Сеть», основатель Центра помощи людям, страдающим интернет-зависимостью, еще в 1994 г. разработала экспресс-тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от интернета .

В тесте восемь вопросов, положительные ответы на пять и более означают аддикцию.

Пройти экспресс-тест вы можете .

2. Полная версия теста Кимберли Янг, адаптированная российским исследователем В.А.Лоскутовой (В.А.Буровой) , включает 20 вопросов и позволяет определить отношение к интернету в четырех градациях — от отсутствия увлеченности интернетом до зависимости от него.

К каждому вопросу предлагается 5 вариантов ответов («крайне редко», «иногда», «часто», «очень часто», «всегда»). Тестируемому необходимо выбрать вариант ответа, наилучшим образом отражающий его отношение к интернету. Полное тестирование занимает 10 - 15 мин. Методика рассчитана на людей в возрасте от 18 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Пройти полный тест Кимберли Янг, адаптированный В.А.Лоскутовой (В.А.Буровой) вы можете .

3. Тест на самооценку силы воли Н.Н.Обозова — психодиагностическая методика, позволяющая определить уровень «силы воли» человека. Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам. Тест состоит из 15 вопросов. К каждому вопросу предлагается несколько альтернативных ответов, из которых необходимо выбрать наиболее подходящий.

Пройти тест на самооценку силы воли Н.Н.Обозова вы можете .

4. Тест на самоопределение стрессоустойчивости Славко Пенчева — психодиагностическая методика, позволяющая выявить особенности переживания стресса: степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях.

Методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Пройти тест на самоопределение стрессоустойчивости Славко Пенчева вы можете .

5. Тест на определение уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона предназначен для определения уровня одиночества — насколько человек ощущает себя одиноким.

Феномен одиночества заключается в том, что чувство одиночества воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Одна из самых отличительных черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее.

Одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности. Чувство одиночества побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой “болезни”, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное.

Тест рассчитан на людей в возрасте от 18 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Тест включает в себя 20 утверждений. К каждому утверждению предлагается 4 варианта ответов, выражающих степень вашего согласия с данным утверждением («никогда», «редко», «иногда», «часто»). Необходимо выбрать вариант ответа, наилучшим образом выражающий степень вашего согласия с конкретным утверждением.

Пройти тест на определение уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона вы можете .

6. Тест на определение уровня тревожности Ч.Д.Спилберга в адаптации Ю.Л.Ханина является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (ситуативной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики) человека.

Личностная тревожность является более постоянной категорией и определяется типом высшей нервной деятельности, темпераментом, характером, воспитанием и приобретёнными стратегиями реагирования на внешние факторы. Ситуативная тревожность больше зависит от текущих проблем и переживаний - так перед ответственным событием у большинства людей она значительно выше, чем во время обычной жизни. Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности связаны между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в схожих ситуациях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности. Ситуативная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией.

Данный тест можно успешно использовать в целях саморегуляции, руководства и психокоррекционной работы.

Пройти тест самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилберга в адаптации Ю.Л.Ханина вы можете .

7. Тест на определение уверенности в себе по методике Райдаса позволяет оценить степень уверенности в себе. Быть уверенным в себе – это значит понимать себя, свои возможности, знать, что их достаточно для преодоления любых возникающих препятствий и решения проблем при достижении поставленной цели.

Уверенность в себе во многом зависит от определенности – наличия истинных знаний о структуре, признаках, состоянии, поведении, возможных воздействиях и их последствиях самого себя или окружающей среды, влияющих на принятие решений при взаимодействии и достижении поставленной цели.

Уверенность и определенность понижают риск принятия ошибочного решения, способного ухудшить состояние системы, не принести полезных результатов или нанести вред окружающей среде.

Методика рассчитана на людей в возрасте от 18 лет и старше, без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Пройти тест на определение уверенности в себе по методике Райдаса вы можете .

8. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С.Фолкман предназначен для определения способов (копинг-механизмов, копинг-стратегий) преодоления трудностей в различных сферах: в работе, обучении, общении, любви и т.д.

Преодоление трудностей возможно с помощью 8 стратегий (стилей поведения). Копинг-тест Лазаруса показывает насколько часто используется каждая из копинг-стратегий и насколько эффективно. Опросник копинг-стратегий Лазаруса включает 50 утверждений, каждое из которых отражает определенный способ поведения в трудной или проблемной ситуации. Тест Лазаруса считается первой стандартной методикой в области измерения копинга.

Пройти тест на определение способы совладающего поведения по методике Лазаруса вы можете .

9. Тест на определение Фейсбук-зависимости Б.Конрада (в адаптации экспертов портала «Интернет-зависимость») предназначен для выявления Фейсбук-зависимости. При этом тест одинаково эффективно может быть использован для выявления зависимости от любой социальной сети. Тест поможет определить как много времени вы проводите в Фейсбуке и насколько зависите от этой социальной сети.

Разработка и адаптация теста связана с тем, что все чаще сего можно услышать слова о том, что люди не смыслят жизнь без Фейсбука. Таких людей сегодня, особенно в подростковой и молодежной среде, становится все больше. Несмотря на то, клинический диагноз Фейсбук-зависимости сегодня поставить нельзя (подробнее об этом смотрите здесь), однако очевидно, что сегодня многие люди проводят в этой социальной сети слишком много времени, при том, что лишь единицы имеют честность признаться, что «одержимы» и зависимы от него.

Пройти тест на определение Фейсбук-зависимости Б.Конрада вы можете .

10. Скрининговая диагностика компьютерной зависимости по методике Л.Н.Юрьевой и Т.Ю.Больбот представляет собой самоопросник, направленный на выявление компьютерной зависимости (в том числе интернет-аддикции).

В основу изобретения была поставлена задача создать такой способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости, который путем адаптации вариантов ответов к национальной социально-общественной сфере деятельности повышает объективность конечного результата при использовании.

Тест содержит 11 вопросов относительно проявлений эмоционального состояния личности за компьютером или в интернете, рассуждений относительно реализации замыслов и предчувствия удовольствия, количества времени пребывания за компьютером и материальных расходов, связанных с этим, волевых свойств, ощущений, получаемых во время провождения компьютерного досуга, ассоциативного характера восприятия получаемого удовольствия, влияния увлечения компьютером на социально-бытовые обязанности, роли социальных обязательств в повседневном быте, влияния компьютера на психофизическое состояние, режим сна и бодрствования.

Отличительными признаками предложенного способа является использование промежуточных вариантов ответов, а именно - «редко» и «часто», как дополнительных оценочных критериев. Это выводит ожидаемые ответы к более достоверной области, содействует гибкой интерпретации состояния личности, поэтому позволяет дать объективный конечный результат.

Косвенным образом результаты тестирования позволяют выделить «группу риска» с признаками компьютерной зависимости с целью применения эффективных профилактических программ, которые направлены на предупреждение развития психических и поведенческих расстройств.

Пройти тест на выявление компьютерной зависимости по методике Л.Н.Юрьевой и Т.Ю.Больбот вы можете .

11. Тест Г.В.Лозовой на наличие зависимости к 13 видам аддикций позволяет диагностировать общую склонность к следующим видами зависимостей: алкогольной, интернет и компьютерной зависимостям, любовной, наркотической, игровой, никотиновой, пищевой, зависимости от межполовых отношений, трудоголизма, телевизионной, религиозной, зависимости от здорового образа жизни, лекарственной, а также общей склонности человека к зависимостям.

На основании результатов тестирования клинический диагноз нельзя поставить, поэтому методика является скорее ориентировочной и показывает общую склонность к той или иной зависимости.

Пройти тест Г.В.Лозовой на наличие зависимости к 13 видам аддикций вы можете .

12. Тест К.Янг на определение кибер-секс-зависимости разработан ведущим американским исследователем в области интернет-зависимости и является базовым тестом для диагносцирования уровня и тенденции возникновения киберсексуальной зависимости пользователей интернета.

На русский язык тест переведен и адатирован экспертами портала «Интернет-зависимость».

Пройти тест Кимберли Янг на определение кибер-секс-зависимости вы можете .