Хо ши мин. Биография Хо ши мин

Родился 19 мая 1890 г. в провинции Нгеань (Французский Индокитай) в небогатой крестьянской семье. Достоверной информации об имени, данном при рождении, нет: по одним сведениям, настоящее имя - Нгуен Тат Тхань, по другим, - Нгуен Шинь Кунг.

Окончив Национальный колледж в Хюэ, работал учителем французского и вьетнамского языков.

В 1911 г. уехал в Европу и последующие несколько лет жил сначала в Великобритании, затем в США, а в 1919 г. поселился в Париже. Работал матросом, грузчиком, помощником повара, фотографом. В Париже увлекся политикой, посещал собрания и митинги левых организаций, писал статьи. Имел несколько партийных псевдонимов, в т.ч. Нгуен Ай Куок (переводится как "Нгуен-патриот"), а с 1942 г. стал более известен как Хо Ши Мин (Хо означает "просветитель").
В 1919 г. от имени вьетнамских патриотов направил участникам Парижской мирной конференции, в ходе которой велась работа над Версальский мирным договором, меморандум с требованием предоставить независимость народам Индокитая. В 1920 г. принимал участие в работе съезда французской социалистической партии в Туре, где было принято решение о создании французской компартии. Сотрудничал с газетами "Рабочая жизнь" (La vie ouvriеre), "Юманите" (L’Humanitе), "Пария" (Le Paria), организовал "Союз колониальных народов".
В 1923 г. приехал в Москву, где работал в Исполкоме Коммунистического интернационала (Коминтерн). В 1924 г. на 5-м конгрессе Коминтерна был избран членом его Исполкома и членом комитета по пропаганде революции в колониальных странах.
В 1924-1927 гг. был переводчиком в советском консульстве в Кантоне (ныне Гуанчжоу, Китай) и представителем Коминтерна в Китае. Здесь из числа вьетнамских эмигрантов он создал "Товарищество революционной молодежи Вьетнама" и организовал курсы по подготовке кадров для революционного движения и марксистской партии во Вьетнаме.
Некоторое время жил в Камбодже.
В 1929 г. работал в подполье в Сиаме, затем в Гонконге, где ему удалось объединить разрозненные партийные группы, на основе которых в 1930 г. была образована Коммунистическая партия Индокитая. В Гонконге он был арестован британскими властями как агент Коминтерна. После освобождения вернулся в СССР.
В 1934-1938 гг. учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока имени Сталина в Москве. В 1935 г. принимал участие в работе 7-го конгресса Коминтерна.
В 1941 г. Хо Ши Мин вернулся на родину, где по его инициативе была создана Лига борьбы за независимость Вьетнама (Вьетминь). Эта военно-политическая организация боролась за независимость Вьетнама от Франции и Японии. Хо Шин Мин был избран ее председателем. Во время поездки в Южный Китай он был арестован гоминьдановским правительством (партия Гоминьдан, правящая на большей части Китая в 1926-1949 гг.) и провел полтора года в тюрьме.
После победы Августовской революции 1945 г. и ухода японцев Вьетминь взял власть в Индокитае. В 1945-1946 гг. Хо Ши Мин возглавил Временное правительство Демократической Республики Вьетнам (ДРВ), а в марте 1946 г. занял пост премьер-министра (до 1955) и президента ДРВ (занимал до конца жизни).
В декабре 1946 г. Франция начала колониальную войну против ДРВ. Она закончилась поражением Франции в мае 1954 г., подписанием мирного соглашения на Женевской конференции 1954 г. и разделом Вьетнама по 17-й параллели на две части - на коммунистическую северную во главе с Хо Ши Мином и южную, поддерживаемую правительством США.
В 1951 г. Хо Шин Мин был избран председателем ЦК Партии трудящихся Вьетнама (ПТВ, с 1976 г. - Коммунистическая партия Вьетнама) и занимал этот пост до конца жизни.
В 1956-1960 гг. был генеральным секретарем ЦК ПТВ.
В 1955-1956 гг. провел в стране аграрную реформу, а в последующие годы, несмотря на разногласия между Москвой и Пекином, смог получить помощь от обеих коммунистических держав.
В 1959 г. им было принято решение оказать поддержку находившемуся под контролем коммунистов Национальному фронту освобождения Южного Вьетнама в его борьбе за свержение правительства, поддерживаемое США. Результатом такого решения стала Вьетнамская война.
В 1965 г., когда США начали бомбить Вьетнам, Хо Ши Мин объявил о непрерывной борьбе с ними и отказался от переговоров.
Умер 2 сентября 1969 г. Хо Ши Мину не удалось дожить до объединения расколотой войной страны, но он никогда не сомневался, что это произойдет. Похоронен в мавзолее на площади Бадинь в Ханое (тело было забальзамировано).
Во Вьетнаме он стал символом борьбы за независимость. Его называют политиком, оказавшим наибольшее влияние на ход истории страны и национально-освободительного движения XX в.
В 1976 г. в честь Хо Ши Мина была переименована столица Южного Вьетнама город Сайгон.
В 1990 г. ЮНЕСКО признала его "Героем национально-освободительного движения, выдающимся культурным деятелем".

Награжден орденом Ленина (1967).

Хо Ши Мин известен не только как выдающийся политик, но и как писатель (писал на вьетнамском, французском и древнем китайском языке вэнъян).
Его революционные стихи и песни появились на страницах подпольной печати еще в 1920-е гг., а на сцене рабочего клуба в предместьях Парижа шла его пьеса "Бамбуковый дракон". В 1960-е гг. значительным событием в литературной жизни Вьетнама стало издание сборника стихов "Тюремный дневник".

Владел французским, древним китайским языком вэнъян.

Портреты этого худощавого старика с высоким лбом, седой бородкой и легкой лукавинкой в глазах встречаются во Вьетнаме буквально на каждом шагу. Подобно другому знаменитому обладателю бородки и лба, его нетленное тело покоится в гранитном мавзолее на ханойской площади Ба динь, а жизнь растиражирована в официальных биографиях и бесчисленных мифах.

Надо сказать, что история этого человека может дать немало пищи для размышлений и домыслов. Его долгая (79 лет!) жизнь была полна ярких событий, выдающихся достижений, противоречий и парадоксов. Человек, повидавший полмира и отовсюду стремившийся на родину. Непримиримый враг колониального режима, писавший пьесы и изящные стихи на языке колонизаторов. Влиятельный лидер «третьего мира», с удовольствием щеголявший в ветхих шортах и сандалиях, вырезанных из автомобильной покрышки. Президент, предпочитавший официальной резиденции обычный крестьянский домик. Глава государства, за все время пребывания у кормила власти не знавший ни одного мирного дня. Все это он - Хо Ши Мин...

Будущий отец независимого Вьетнама родился 19 мая 1890 г. в семье сельского учителя в провинции Нгеан. Мальчик, нареченный «детским» именем Нгуен Синь Кунг, получил домашнее образование в духе традиционной конфуцианской книжности. Достигнув 18 лет от роду и сменив имя на Нгуен Тать Тхань, этот обычный деревенский парень продолжил учебу в императорской столице Хюэ. Конфуцианство с его культом социальной гармонии и справедливых отношений между людьми оказало на личность будущего революционера огромное влияние, указав идеал, к которому следовало стремиться. Оставалось найти путь к осуществлению этого идеала...


Летом 1911 г., бросив место помощника учителя в частной школе, не обремененный багажом и деньгами юноша отправляется в Европу. Уже через несколько месяцев нужда заставляет Тханя наняться в Марселе матросом на торговое судно. Совершив несколько плаваний по Средиземному морю и побывав в США, молодой человек на четыре года оседает в Лондоне. Гремит Великая война, вспыхивают революции в России и Германии, а Тхань усиленно занимается самообразованием. Он беспрестанно думает о том, как помочь своим соотечественникам и сделать жизнь на родине лучше. Тхань твердо убежден в том, что для справедливого преобразования Вьетнама необходимо прежде всего вырвать страну из под власти Франции. Движимый наивным желанием «изучить врага», Тхань приезжает в Париж и... неожиданно находит среди ненавистных французов друзей - членов Французской социалистической партии. Молодой человек в восторге: в идеях Коммунистического Интернационала он наконец-то находит верное средство освобождения соотечественников. С одобрения товарищей энергичный «аннамит» развивает бурную деятельность: печатается в левых газетах, участвует в 1-м съезде Французской коммунистической партии, основывает газету «Пария» («Отверженный») и Межколониальный союз цветных народов. Празднуя начало нового этапа своей жизни, бывший Тать Тхань принимает символичное имя Ай Куок - «Любовь к родине». Новое имя вскоре получает известность, европейская социал-демократия рукоплещет Ай Куоку, однако все не так просто - на деле никто не разделяет его желания немедленно освободить Индокитай. Летом 1923 г. накопившееся разочарование толкает Ай Куока на решительный шаг: он бросает квартиру в 5м округе Парижа и налегке отправляется в Советскую Россию. В Москве молодого азиата буквально носят на руках: руководство СССР все еще одержимо идеями экспорта революции и очень нуждается в таких людях, как Ай Куок. Он встречается с Львом Троцким, поступает в Университет трудящихся Востока имени Сунь Ятсена, работает в аппарате Коминтерна. Среди его московских знакомых - поэт Осип Мандельштам и фотограф авангардист Александр Родченко. В ноябре 1924 г. Ай Куок присоединяется к советской военной миссии, отправляющейся в Кантон - столицу революционного Китая. Помимо всех прочих большевистских достоинств, вьетнамец еще и настоящий полиглот - он свободно говорит на французском, английском и китайском, а за год жизни в Москве неплохо осваивает русский. Кроме того, его обуревает жажда деятельности. Пока глава миссии Михаил Бородин и другие советники налаживают работу военной школы Вампу, Ай Куок разворачивает революционную агитацию среди вьетнамских эмигрантов. Успехи на этом поприще полностью заслоняют от соратников немаловажное событие в жизни Ай Куока: в 1925 г. он женится на студентке Цзэн Сюэмин. Впрочем, эта привлекательная молодая китаянка сыграла в жизни своего мужа лишь символическую роль: как и для «вождя мирового пролетариата», для Ай Куока существовала только одна настоящая подруга - революция...

В 1927 г. жизнь будущего президента делает очередной крутой поворот. Лидер китайских националистов генерал Чан Кайши (Цзян Цзеши) присваивает диктаторские полномочия и резко прекращает сотрудничество с СССР. Ай Куок вынужден бежать, покинув Кантон вслед за советскими военспецами. В Москве его ожидает новый удар: на большевистском Олимпе только что произошли решающие изменения, и новый владыка СССР Иосиф Сталин с большим подозрением относится к любому, кто когда либо был замечен в связях с лидерами разгромленной оппозиции. Для него Ай Куок - явный протеже Троцкого. «Аннамита» из Москвы никто не гонит, однако недвусмысленная холодность хозяев красноречивее любых слов...


Следующие 14 лет становятся для Ай Куока временем скитаний и невзгод. Он покидает Москву и вновь начинает колесить по миру. Его видят то в Сингапуре, то в Малайе, то в Сиаме. Неугомонный бунтарь вызывает головную боль у колониальных властей всех стран. В 1931 г. в Гонконге Ай Куок впервые попадает за решетку и больше года проводит в заключении. В это время, не без помощи французских спецслужб, распространяется слух о его гибели. Узнав об этом, сам революционер только посмеивается: жить он будет долго - слишком много задач он перед собой поставил. Выйдя на свободу, через Шанхай и Владивосток он вновь пробирается в Москву и какое-то время живет здесь под псевдонимом Линов. Уже в 1938 г. Ай Куока видят в освобожденных районах Китая, где он впервые встречается с харизматичным лидером китайских коммунистов Мао Цзэдуном.

Возвращение в родной Вьетнам долгие годы кажется Ай Куоку недостижимой мечтой, однако новая мировая война парадоксальным образом превращает мечту в реальность. Японские войска активно разворачивают боевые действия в Юго-Восточной Азии, и французские власти уже не могут так бдительно, как раньше, охранять границы Индокитая. Лидеру вьетнамских коммунистов это только на руку: в феврале 1941 г. он устраивает революционную базу в местечке Пакбо близ китайской границы. Когда Япония начинает оккупацию Французского Индокитая, созданные здесь отряды Вьетминя становятся единственной силой, противостоящей захватчикам. Несмотря на опасности военного времени, Ай Куок бодр и полон веры в победу: он чувствует, что и в истории страны, и в его собственной жизни начинается новый этап. Верный привычке, он отмечает это событие новой сменой имени. Отныне на родине и во всем мире его будут знать как Хо Ши Мина!


В августе 1945 г. долгожданная независимость Вьетнама, словно созревший плод манго, готова была сама упасть в руки Хо. Япония была разбита на всех фронтах, а ее силы полностью деморализованы и лишены подкреплений. Франции тоже было не до Вьетнама - она приходила в себя после гитлеровской оккупации и занималась чисткой правительства от коллаборационистов. Используя благоприятный момент, 13 августа отряды Вьетминя начали наступление по всему Северному Вьетнаму. Спустя шесть дней на флагштоке Ханойской крепости впервые взвился красный флаг с пятиконечной золотой звездой. На 11й день восстания революционные силы взяли под контроль Сайгон. 2 сентября 1945 г. тысячи возбужденных людей на ханойской площади Бадинь слушали, как Хо Ши Мин срывающимся от волнения голосом зачитывает Декларацию независимости. Наступил его звездный час. Он впервые воочию видел, что его жизнь, принесенная в жертву раз и навсегда избранному делу, не пропала даром.

Очень скоро радость победителя омрачилась новыми тревогами. Как часто бывает в истории, достигнутое оказалось гораздо труднее удержать, чем завоевать. Опомнившийся Париж попытался вернуть мятежную колонию в лоно метрополии, на его стороне открыто выступили Соединенные Штаты. СССР и молодой коммунистический Китай поддержали Вьетнам, однако эта помощь одновременно и радовала и тревожила Хо Ши Мина. Он не без оснований опасался, что избавившаяся от колониального гнета страна может угодить в новую зависимость - теперь уже от «старших братьев по соцлагерю»...

Ценой расчленения страны Хо удалось отвергнуть притязания Франции, однако Женевское мирное соглашение 1954 г. стало, увы, прологом партизанской войны, в 1965 г. превратившейся в прямое противостояние с мощнейшей сверхдержавой мира. Яростно сражаясь с «империалистами» и «марионетками», Хо безостановочно лавировал между интересами некстати поссорившихся СССР и Китая. Улыбаясь в Ханое Алексею Косыгину, президент демократического Вьетнама вынужден был тут же делать политический реверанс в сторону Мао, принимая в ЦК вьетнамской компартии резолюцию, осуждающую «советский ревизионизм». Желая хоть на миг забыть о непосильном бремени забот, Хо покидал кабинет и работал в саду, словно заправский крестьянин. Образ президента, с тяпкой в руках окучивающего молодое дынное деревце, чрезвычайно нравился простым вьетнамцам, наградившим национального лидера прозвищем «Дядюшка Хо». Слыша это обращение, вождь устало улыбался: сам он ощущал себя скорее дедушкой, чувствуя, как многочисленные недуги быстро подтачивают его тело...

Он умер 2 сентября 1969 г., в годовщину провозглашения независимости страны. Чтобы не отменять праздничные торжества, о смерти лидера народу объявили только на следующий день. Мы никогда не узнаем, о чем думал «Дядюшка Хо» в последние минуты своей бурной жизни. Возможно, о том, что идеал, к которому он стремился привести свою любимую родину, так и остался недостижимым. Как бы то ни было, Хо Ши Мин прочно занял свое место в ряду культовых фигур XX в. В памяти человечества он навсегда останется одним из людей, заставивших высокомерный Запад уважать веками презираемую «желтую расу».

ХО ШИ МИН

(род. в 1890 г. – ум. в 1969 г.)

Единственный из коминтерновцев-вьетнамцев, которому удалось пройти через репрессии колониального режима и агрессивные войны, подняться по номенклатурной лестнице на самый верх и стать руководителем ЦК Партии трудящихся Вьетнама и Президентом Демократической Республики Вьетнам.

Жизнь Хо Ши Мина – это целая эпоха в международном коммунистическом и национально-освободительном движении, непосредственным и активным участником которого он был.

19 мая 1890 г. в деревне Тюа провинции Нгеан на белый свет появился мальчик, получивший при рождении имя Нгуен Шинь Кунг. В соответствии с традицией по достижении совершеннолетия это имя было заменено на Нгуен Тат Тхань, а в 1942 г. он взял себе имя, под которым его знает весь мир, – Хо Ши Мин. Его отец, человек небогатый, но образованный, одно время даже занимал должность начальника уезда, однако из-за своего неуживчивого характера вынужден был уйти с поста и, перебравшись на юг, зарабатывал на жизнь медицинскими консультациями и выпиской рецептов. Работа в поле и по дому целиком лежала на плечах матери. Кроме Хо Ши Мина, в семье были еще сын и дочь. Свободолюбивые традиции семьи наложили отпечаток на формирование политических взглядов мальчика. С 15 лет он уже был тайным связным между окрестными патриотами – шифу. Некоторое время Хо Ши Мин учился в национальном колледже в Хюэ, а в 1911 г. покинул родину и палубным матросом на торговом судне отправился в Европу. Поначалу он поселился в Лондоне, где поработал в гриль-баре отеля «Карлтон», затем отплыл в США, а по возвращении в Европу обосновался в Париже, где работал помощником фотографа.

Париж 1917 г. напоминал бурлящий котел. Хо Ши Мин активно включился в деятельность французских левых сил, посещал их митинги и собрания, под псевдонимом Нгуен Ай Куок писал статьи. Тогда же он установил связи с деятелями вьетнамского патриотического движения и начал вести работу среди вьетнамских эмигрантов, участвуя в создании Ассоциации вьетнамских патриотов во Франции и сборе средств в фонд помощи России. В 1920 г. в результате раскола социалистической партии возникла коммунистическая партия Франции, членом которой стал и Хо Ши Мин. Полностью разделяя идеи Ленина, он в следующем году участвовал в создании Межколониального союза, объединившего представителей народов ряда французских колоний. Печатным органом этой организации являлась газета «Пария». Вплоть до своего отъезда в Москву в 1923 г. издателем, редактором, основным автором и распространителем этой газеты был Хо Ши Мин.

В Москве начался новый этап жизни вьетнамца, оказавший решающее влияние на формирование его как политического и государственного деятеля. Здесь он изучал вопросы партийного строительства, участвовал в работе 5-го конгресса Коминтерна. Проработав в Коминтерне около полутора лет, Хо Ши Мин уехал в Южный Китай, в Кантон, где числился переводчиком в российском консульстве. Здесь он организовал из вьетнамцев-эмигрантов нелегальную группу, ставшую ядром «Товарищества революционной молодежи Вьетнама». В конце 20-х гг. во Вьетнаме возникли 3 коммунистические организации, не ладившие между собой. Для их примирения в 1929 г. Коминтерн направил своего представителя – Хо Ши Мина. Ему удалось примирить группировки, и в 1930 г. на основе их объединения образовалась коммунистическая партия Вьетнама, тогда же преобразованная в коммунистическую партию Индокитая. Создание партии по времени совпало с разгромом Йенбайского восстания и террором, развязанным французскими властями, в ходе которого погибли многие руководители партии.

В это время Хо Ши Мин находился в Сингапуре, представляя Восточное бюро Коминтерна. В июне 1931 г. в Гонконге его арестовали англичане. Только благодаря вмешательству международных организаций через два года Верховный суд Великобритании вынужден был его освободить. После этих событий Хо Ши Мин выехал в СССР.

Период 1934–1938 гг. оказался довольно трудным в жизни Хо Ши Мина. Должности, занимаемые им в Коминтерне были намного ниже, чем у более молодых товарищей-вьетнамцев. Это объяснялось критикой руководства Коминтерна в его адрес в отношении его предшествующей работы. Однако Хо Ши Мин нашел поддержку и защиту в лице В. Я. Васильевой, руководящего работника Коминтерна. Она, оберегая его от вовлечения во внутреннюю борьбу в КПИК, создала условия для того, чтобы он учился в Москве. В 1938 г. Хо Ши Мин снова уехал в Китай. А в это время в Сайгоне были арестованы руководители КПИК, и уже к началу 40-х гг. стало ясно, что активизировать революционное движение может только Хо Ши Мин.

В 1941 г. Вьетнам оккупировали японцы. Для борьбы с ними Хо Ши Мин учредил Лигу борьбы за независимость, которая некоторое время сотрудничала с США и Чан Кайши. В 1942 г. он направился в Китай для установления связей с КПК, но на границе был арестован гоминьдановцами. Последующие 2 года Хо Ши Мин, обвиненный в шпионаже, провел в тюрьме. Находясь там, он написал «Тюремный дневник» – поэтический цикл, содержавший около 100 стихотворений. По возвращении на родину Хо Ши Мин начал создавать в джунглях партизанские отряды. Первый из них состоял всего из 34 человек.

Вторая мировая война тем временем подходила к концу. Японцы, оккупировавшие Вьетнам, обеспокоенные расширением революционного движения, перешли к жестоким репрессиям и зачисткам районов. В ответ на это началось восстание. По всей стране создавались опорные базы антияпонского сопротивления. После капитуляции Японии под руководством Хо Ши Мина была осуществлена Августовская революция и создано во главе с ним Временное революционное правительство. А 30 августа 1945 г. император Бао Дай отрекся от престола в пользу правительства. Было объявлено о создании Демократической республики Вьетнам (ДРВ) и установлении народной власти во всей стране. Хо Ши Мин провел ряд преобразований: отмена высоких налогов, раздел общинной земли, всеобщее избирательное право, создание советов и народных комитетов. В январе 1946 г. его избрали президентом и премьер-министром (последний пост он занимал до 1955 г.), а в 1960 г. – еще и председателем ЦК ПТВ.

В июле во Франции, в Фонтенбло, проходили переговоры между вьетнамской и французской делегациями по вопросам урегулирования отношений. Хо Ши Мин здесь был принят как первое лицо государства. Однако переговоры не решили поставленной задачи, и тогда в декабре войска ДРВ нанесли удар по силам французов в Тонкине. Началась война. Французы захватили большую часть Вьетнама, но во всей стране развернулось партизанское движение. В этой войне Хо Ши Мин имел всестороннюю поддержку СССР и КНР. В мае 1954 г. при Дьен Бьен Фу французы капитулировали. По решению Женевской конференции Вьетнам оказался разделен по 17-й параллели на Северный и Южный. В 1955–1956 гг. правительство Хо Ши Мина провело в Северном Вьетнаме аграрную реформу, в последующие годы, лавируя между СССР и КНР, получало помощь от обоих коммунистических государств, несмотря на разногласия между ними. Кроме того, Северный Вьетнам активно помогал находившемуся под контролем коммунистов Национальному фронту освобождения Южного Вьетнама в его борьбе за свержение правительства на юге, которое поддерживали США. На словах исповедуя идеологию интернационализма, Северный Вьетнам был верен учению Хо Ши Мина, ярого националиста, создавшего в стране коммунистический режим азиатского образца: с трудовыми коммунами, строгой дисциплиной и всеобщим контролем за всеми гражданами.

В 1965 г. мирная жизнь ДРВ вновь оборвалась. В Южном Вьетнаме высадились войска США, а затем начались варварские бомбардировки Северного Вьетнама. В ответ в джунглях развернулось мощное партизанское движение, получавшее все виды помощи с севера. В то же время Хо Ши Мин получал всемерную помощь от СССР: в ДРВ поступало вооружение, прибывали советники. Еще одним союзником Вьетнама был Китай. Благодаря умелому лавированию Хо Ши Мина между этих двух держав армия ДРВ становилась самой мощной в Азии. В условиях расширения агрессии, применения американцами химического оружия Хо Ши Мин стал на путь непримиримой борьбы, отказываясь от любых переговоров. Он немного не дожил до победы. Тяжелая болезнь сделала свое дело, и 2 сентября 1969 г. его не стало. При помощи советских специалистов тело Хо Ши Мина было мумифицировано, а затем еще в течение почти 6 лет мумию, спасая от американских бомбежек, перевозили с места на место, пряча ее то в джунглях, то в подземном саркофаге, то в пещере, выдолбленной в горе. Только с августа 1975 г. Хо Ши Мин возлег в самый современный и большой в мире мавзолей на главной площади Ханоя.

Минёрный, минёрная, минёрное, минёрные, минёрного, минёрной, минёрного, минёрных, минёрному, минёрной, минёрному, минёрным, минёрный, минёрную, минёрное, минёрные, минёрного, минёрную, минёрное, минёрных, минёрным, минёрной, минёрною, минёрным,… … Формы слов

МИН (кит., буквально предопределение, а также судьба, жизнь, жизненность, веление, приказ) категория китайской философии, сочетающая значения “жизненное предопределение” и “предопределенная жизнь”. Этимологический смысл иероглифа мин “устный… … Философская энциклопедия

- (mnw), в египетской мифологии бог плодородия, «производитель урожаев». Итифаллическое божество. Изображался в виде плоской человеческой фигуры, одна рука которой поднята вверх, а другая держит плеть. На голове М. корона, увенчанная двумя перьями … Энциклопедия мифологии

МИН БЯНЬ (кит. различение имен, спор об именах) принятое в китайской историко философской науке обобщающее название тех направлений в древнекитайской философской мысли, которые затрагивали проблему соотношения “имен и реалий” (мин ши), в т. ч … Философская энциклопедия

- (кит. трад. 明實錄, упр. 明实录, пиньинь: Míng shí lù), или Доподлинные хроники династии Мин (также, Правдивые записи о правлении династии Мин , Правдивые записи [династии] Мин ) собрание хроник правления императоров Династии Мин, правивших в… … Википедия

Дата рождения 1915 год(1915) Место рождения село Черсан Дон … Википедия

Минёр, минёры, минёра, минёров, минёру, минёрам, минёра, минёров, минёром, минёрами, минёре, минёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

- (кит., букв. школа имен, др. названия: номиналисты, софисты, диалектики/спорщики) кит. филос. школа 5 3 вв. до н.э., разрабатывавшая проблемы способов, форм, правил мышления. Главными представителями считаются Дэн Си (6 в. до н.э.), Гун сунь Лун… … Философская энциклопедия

Мин ди (кит. 明帝, 452 498) китайский император династии Южная Ци (南齊) периода Южных и Северных династий. Занял трон в 498 году и правил четыре года. Личное имя Сяо Луань (кит. 蕭鸞, псевдоним Цзинци (景栖), прозвище Сюаньду (玄度); происходил из рода… … Википедия

Мин полиомоним. Имена собственные Древнеегипетский бог. Китайская династия Мин. Мин, Георгий Александрович генерал. Прочее Мин понятие китайской философии. сокращенное обозначение слова «минута». Мин племя у башкир.… … Википедия

мин. - мин. министр министерство гос. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. мин. минералогия минеральный Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.:… … Словарь сокращений и аббревиатур

Книги

  • Тао Юань-Мин. Стихотворения , Тао Юань-Мин. Тао Юань-мин - один из первых по времени в ряду великих китайских поэтов. В его произведениях заключено прошлое и провидится будущее китайской поэзии IV-V веков. В книгу вошли стихотворения…
  • Тао Юань-мин. Лирика , Тао Юань-Мин. Китайская поэзия долгое время была придавлена служением государям, и следующий за Цюй Юанем великий поэт появился незаметно для современников. Он был как еле видимый родник чистейшей воды, к…

Отчаянный путешественник и авантюрист, изощрённый политик, прекрасный оратор, шпион, работавший на несколько разведок мира, - во Вьетнаме его называют дядюшка Хо, мило и по-семейному, как какого-то домового.

Нет, он не увлекался чёрной магией, как Гитлер , культ его личности не мог сравниться со сталинским, а число последователей было значительно меньше, чем у Мао . И всё же кто из великих диктаторов мог бы похвастаться наличием целой религии имени себя? А вот у Хо Ши Мина есть храмы, в которых поклоняются только ему.

Буддисты-коммунисты

Один из таких храмов находится на окраине города Вунгтау. Нынче этот город принадлежит нефтяникам. Вдоль его набережных плавают танкеры и сухогрузы. Когда-то Вунгтау считался вьетнамским Лас-Вегасом. Здесь реками текло вино, не смолкала музыка и не утихал кутёж в казино и борделях. Когда вьетнамские коммунисты выгнали американцев и захватили Вунгтау, то сожгли все бордели вместе с проститутками. Тех, что не погибли, отправили «на перевоспитание» в трудовые лагеря. Похожая участь ждала и развесёлую столицу Южного Вьетнама город Сайгон. Его переименовали в Хошимин, в честь легендарного основателя Коммунистической партии Вьетнама.

Когда-то здесь не смолкала музыка. Фото: АиФ / Григорий Кубатьян

Возможно, именно с этого момента Хо Просветитель (именно так расшифровывается псевдоним Ши Мин) стал богом. Нет, коммунисты Вьетнама официально считают себя атеистами и в Бога не верят. Но в Юго-Восточной Азии быть абсолютным атеистом невозможно. Например, в соседнем Лаосе не принимают в компартию тех, кто не отслужил какое-то время монахом в буддистском храме. А во Вьетнаме буддисты и коммунисты вместе боролись против американской оккупации. Поэтому когда коммунисты пришли к власти, то не стали разрушать буддистские храмы (большая их часть уже была разрушена американцами), а вместо этого стали смешивать две идеологии.

Вот и храм под Вунгтау похож на обычный буддистский. Он расположен на холме, чтобы добраться до него, нужно пройти через узорные ворота с драконами, львами и символами инь и ян, а потом подняться по лестнице. Во дворе храма массивный бронзовый колокол, как во всех буддистских храмах, и такой же огромный барабан. Единственное отличие - красный флаг с серпом и молотом, развевающийся на флагштоке в центре двора.

Внутреннее убранство храма напоминает нечто среднее между китайской пагодой и мемориальным кладбищем. Стены украшены табличками с именами павших героев. На алтаре в центре стоит бюст Хо Ши Мина, а перед ним бронзовая чаша с курящимися ароматическими палочками. Слева и справа от алтаря скульптуры, изображающие цапель, стоящих на спинах черепах. В клювах у цапель сжаты жемчужины. Птицы символизируют интеллектуальную элиту, жемчужины - высшее знание, а черепахи - простой народ-труженик. Странные скульптуры для святилища пролетарского вождя, они скорее бы подошли для конфуцианского храма. Впрочем, здесь есть и прославляющая труд символика. Например, изображения электрических вышек на ростовых китайских фарфоровых вазах.

Фото: АиФ / Григорий Кубатьян В храме Хо Ши Мина периодически собираются ветераны войны и ответственные партийные работники, приносят венки с выложенными из цветов звёздами. Приводят сюда и группы школьников, как водили советских детишек к мемориалам Ленина. И всё-таки культ Хо Ши Мина зашёл ещё дальше. Алтари с его портретами, цветами и дымящимися палочками встречаются даже в частных домах: в гостиных, где традиционно висят портреты умерших родственников, стоят статуэтки будд или изображения Девы Марии. Перед алтарём Хо Ши Мина блюдо с арбузами, бананами, манго. Во Вьетнаме божествам почему-то всегда подносят фрукты и никогда - колбасу.

Аскет или многожёнец?

В центре Ханоя находится мавзолей Хо Ши Мина. Говорят, дядюшка Хо был против того, чтобы из него делали мумию. Но так уж было принято в социалистических странах. Отняв у людей привычные религии, коммунисты давали новую. Вместо крестов, полумесяцев или будд - красные флаги, серпы-молоты и золотые звёзды. Во Вьетнаме часто можно увидеть футболки с портретом Хо, где золотая звезда у него вместо нимба. Коммунистам даже не пришлось ломать старые устои. Использовать мощи святых для поклонения - обычная практика в Юго-Восточной Азии. Разве что вместо круглой дальневосточной ступы построили квадратный ближневосточный мавзолей. Но обходят коммунистическую святыню по кругу так же, как обходят святые буддистские места.

У Хо Ши Мина есть храмы, в которых поклоняются только ему. Фото: АиФ / Григорий Кубатьян Образ жизни Хо Ши Мина отчасти роднит его с Буддой. Жил аскетично, в небольшом доме, жены не имел, питался скромно. Даже ходил в обуви из автомобильных покрышек, как беднейшие из крестьян. При этом полностью посвятил себя стране и борьбе за её независимость.

Иногда появляются книги, авторы которых сомневаются в святости дядюшки Хо и даже обвиняют в тайном многожёнстве. Что ж, у каждой настоящей религии должны быть свои еретики. На кострах их вьетнамские власти не сжигают - не те времена, но всё же борются с ересью как могут: проклинают, изгоняют, запрещают. А дядюшка Хо взирает на это бронзовыми глазами сотен статуй и улыбается с тысяч портретов. Он - бог вьетнамцев, и весьма могущественный. Ведь даже пришедший в страну воинствующий капитализм не смог повергнуть его, как многих других коммунистических божеств. А значит, будут продолжать дымиться палочки в его храмах и будут всегда свежие фрукты на его алтарях.

Из «АиФ. Без границ» № 13, 2012 г.