Игра «Аукцион. Активизирующая профориентационная методика (Н.Пряжников) Упражнение «Личное пространство»

Е. М. Иванова выделяет следующие уровни системного анализа трудовой деятельности .

1. Нормативно-параметрический: характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характеристики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объективные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успешность труда).

2. Морфологический уровень - сама структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда: трудовой процесс и условия труда, интегрированные в операционально-технологическую структуру труда; все это обусловливает строение компонентов субъекта труда, т.е. профессиональную когнитивно-мотивационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую.

3. Функциональный уровень, где интегрируются нормативно-параметрические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в целом).

Также рассматривая трудовую деятельность как систему, В. Д. Шадриков выделяет следующие уровни ее анализа .

1. Личностно-мотивационный уровень: общественная значимость профессии; личностная значимость.

2. Компонентно-целевой анализ трудовой деятельности, где выделяются: данная трудовая деятельность в целом и отдельные операции (технологические операции и исполнительные действия называются "операторы"); информационная основа каждого действия (признаки, на которые ориентируется человек при выполнении трудового действия); правила обработки этой информации (правила алгоритма принятия решения); качества индивида, влияющие на эффективность труда (ПВК).

Таким образом, в компоненты трудовой деятельности входят: а) операторы (как исполнительные действия) и б) соответствующие им - ПВК человека.

3. Информационный уровень, где выделяются: психофизиологический аспект (форма сигнала, пороги чувствительности при восприятии сигнала); оценочный аспект (измерение количества информации); собственно психологический аспект (механизмы приема, хранения и переработки информации).

4. Структурно-функциональный уровень. На данном уровне выявляются связи между отдельными компонентами деятельности, устанавливаются значимость этих связей и удельный "вес" отдельных компонентов, а также раскрывается функциональная соподчиненность структурных компонентов.

5. Индивидуально-психологический уровень, предполагающий выделение и анализ: мотивации, целей и трудовых установок; выделение критериев достижения (или недостижения) цели; предпочтительные цели; саму программу достижения цели и т.п.

В итоге, по мнению В. Д. Шадрикова, все это интегрируется в понятие "индивидуальный стиль деятельности".

Интересные уровни рассмотрения трудовой деятельности выделяет и Е. А. Климов.

1. Уровень деяний (целостная деятельность в единстве с личностью; деяние как целостный цикл трудовой деятельности, имеющий полную психологическую структуру).

2. Уровень действий ("действие - совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели").

3. Уровень макроэлементов действия (способность отражения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов).

4. Уровень микроэлементов действия (это важные, но малоподотчетные, ускользающие от произвольной регуляции особенности действия).


4.5. "Формула профессии"

Сама "Формула профессии" рассматривается как основа построения "Схемы анализа профессий". В традиционной "Формуле профессии" выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности:

1) типы профессий выделяются по предмету труда: природа - П; техника - Т; человек - Ч; знаковые системы - 3; художественный образ - X;

2) классы профессий - по целям труда: гностические - Г; преобразовательные - П; изыскательные - И;

3) отделы профессий - по средствам труда: ручные - Р; механические - М; автоматические - А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также - теоретические средства - Ф;

4) группы профессий - по условиям труда: бытовой микроклимат - Б; открытый воздух - О; необычные - Н; моральная ответственность - М; экстремальные условия - Э.

Например, с помощью "Формулы профессии" можно было бы так "закодировать" профессию "повар": предмет труда - природа (П) и художественный образ (X), цели труда - преобразовательные (II) и изыскательные (И), средства груда - ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда - необычные (Н).

К сожалению, при практическом использовании "Формулы профессии" в традиционном варианте в классе иногда возникали недоразумения. Например, во время анализа профессии "токарь" ученик спрашивает: "Какой предмет труда у токаря?" Ответ "техника" его не устраивал, так как сообразительный ученик тут же возражал: "У токаря техника - это средство труда, а что является предметом, из "Формулы" непонятно". Или, например, профессия "водитель автобуса". Из приведенной "Формулы" неясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель "преобразует" транспортное средство в пространстве, значит вызвать у них в лучшем случае улыбку. Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е. А. Климовым вариант "Формулы". В табл. 2 представлена построенная на идеях Е. А. Климова "Схема анализа профессии" .

Таблица 2

Схема анализа профессии
(вариант работы с группой в игре "Угадай профессию")

Характеристики

профессий

Место для первого примера профессии - "таксист"

Место для кодирования заданной профессии (для игры "Угадай профессию")

Предмет труда:

1 - природа (животные, растения)

2 - материалы и заготовки

4 - взрослые

5 - техника

6 - знаковые системы (тексты, информация в компьютерах)

7 - художественный образ

взрослые

Цели труда:

1 - контроль, оценка, диагноз

2 - преобразовательная

3 - изобретательная

4 - транспортирование

5 - обслуживание

6 - собственное развитие

транспортирование

обслуживание

Средства труда:

1 - ручные и простые приспособления

2 - механические

3 - автоматические

4 - функциональные (речь, мимика, зрение, слух...)

5 - теоретические (знания, способы мышления)

6 - переносные или стационарные средства

механические

функциональные

Условия труда:

1 - бытовой микроклимат

2 - большие помещения с людьми

3 - обычный производственный цех

4 - необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)

5 - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)

6 - работа на открытом воздухе

7 - домашний кабинет, лаборатория, мастерская

экстремальные

Характер подвижности в труде:

1 - преимущественно сидя

2 - преимущественно стоя

3 - множество разнообразных движений

4 - длительная ходьба

5 - вынужденные статичные позы

6 - высокая избирательная подвижность определенных групп мышц

Характер общения в труде:

1 - минимальное общение (индивидуальный труд)

2 - клиенты, посетители

3 - обычный коллектив (одни и те же лица)

4 - работа с аудиториями

5 - выраженная дисциплина, субординация в труде

6 - небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций)

Ответственность в труде:

1 - материальная

2 - моральная

3 - за жизнь и здоровье людей

4 - невыраженная ответственность

жизнь и здоровье

Особенности труда:

1 - возможность работы по совместительству

2 - большая официальная зарплата

3 - льготы

4 - "соблазны" (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование организации)

5 - изысканные отношения

6 - встречи со знаменитостями

"соблазны"

знаменитости

7 - частые загранкомандировки

8 - командировки по стране

9 - завершенный результат труда (можно полюбоваться)

10 - высокий престиж профессии

11 - явно выраженная общественная полезность труда

Типичные трудности и неприятности:

1 - нервное напряжение

2 - профзаболевания

3 - распространены мат и сквернословие

4 - повышенный риск судимости

5 - невысокой престиж работы

6 - очень маленькая зарплата

7 - общественно презираемый (осуждаемый) труд

профзаболевания сквернословие

Минимальный уровень образования для работы:

1 - без специального образования (после школы)

2 - краткосрочные курсы

3 - начальное профессиональное образование (СПТУ)

3 - среднее профессиональное образование (техникум)

4 - высшее профессиональное образование (вуз):

Незаконченное высшее

Бакалавриат

Магистратура

5 - ученая степень (аспирантура, академия)

6 - дополнительное профессиональное образование

начальное профессиональное

Вариант использования схемы в работе с классом (в игре "Угадай профессию") предполагает следующий порядок работы с группой (или с классом):

Сначала участникам процедуры предлагается самим рассказать о какой-нибудь хорошо известной им профессии;

Быстро обнаруживается, что они ее "вроде бы знают", но детально рассказать о многих ее особенностях не могут (им нужны "конкретные вопросы");

И тогда преподаватель предлагает схему анализа профессии, в которой и содержатся опорные пункты для рассказа о любой профессии;

Преподаватель предлагает выписать эту схему в тетрадях (на это уходит примерно 35-40 минут);

Далее начинается собственно игра "Угадай профессию": все делятся на пары (можно играть и втроем), каждый загадывает профессию (а еще лучше - конкретную специальность), кодирует ее в своей тетради, потом все обмениваются тетрадями и по закодированным характеристикам пытаются отгадать ее (можно отгадывать с трех попыток).

Варианты использования схемы в индивидуальной профконсультации.

1. Когда клиент вообще не знает, какую профессию выбрать. Общий порядок работы следующий:

Знакомство со схемой (лучше иметь отпечатанную схему): в самых общих чертах клиенту объясняется смысл схемы и сразу же на примере одной-двух профессий показывается, как с помощью схемы можно их анализировать;

После клиент обозначает на отдельном листке бумаги наиболее привлекательные для себя характеристики пока еще неизвестной профессии (как бы обозначает с помощью схемы свои "пожелания");

Потом организуется совместное отгадывание (консультант и клиент на отдельных листочках выписывают по пять-семь профессий, соответствующих "желательным" характеристикам);

Наконец, организуется последующее обсуждение (совместный выбор варианта, наиболее соответствующего "пожеланиям" клиента).

2. Когда клиент хочет уточнить свой уже сделанный выбор. Порядок работы примерно следующий:

Знакомство клиента со схемой (на примере анализа одной-двух профессий);

Но после знакомства со схемой клиент сразу же загадывает свою избранную профессию, а профконсультант пытается ее "отгадать" (из пяти-семи вариантов);

Заметим, что эффективность использования схемы анализа профессий (особенно в индивидуальных профконсультациях) заметно повышается, если психолог-профконсультант предварительно проанализирует самостоятельно несколько десятков различных профессий. Это важно для выработки навыка "отгадывания" профессий по выделенным характеристикам. Опыт использования данной схемы показывает, что она, даже несмотря на свою простоту, достаточно эффективна и, главное, позволяет организовывать реальное взаимодействие с клиентом, естественно, при условии, что психолог-консультант не пытается постоянно навязывать ему свое мнение.

В качестве еще одного варианта знакомства с характеристикой профессии, мы предлагаем школьникам составить самостоятельно описательно-информационную профсссиограмму. Ребятам в этом задании также необходимо подобрать пять профессий, соответствующих пяти системам труда: "человек - человек", "человек - техника", "человек - знаковые системы", "человек - природа", "человек - художественный образ". С примером такой творческой работы, выполненной студенткой МГППУ (факультет дистанционного обучения), мы и предлагаем читателям познакомиться (см. ниже).

Цель методики – повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.

Инструкция к тесту

Ведущий говорит, что сейчас учащимся будет предложен перечень различных трудовых действий. Учащиеся должны оценить, смогли бы они на данном этапе своего развития успешно выполнить каждое из этих действий. Для этого нужно использовать для самооценки шкалу от 0 до 10 баллов. Если то или иное действие представляется учащимся трудным, то напротив него ставится невысокий балл. Если они считают, что легко справились бы с этим действием, то напротив ставится высокий балл. Нужно обратить внимание учащихся на то, что здесь идет речь не об их желаниях, а только об их возможностях и способностях .

Все баллы проставляются справа от номера утверждения в графе «Самооценка».

Как и при работе с другими активизирующими методиками, психолог может уточнять и комментировать отдельные утверждения.

Следует отметить , что при зачитывании некоторых утверждений, например «Выполнять «грязную» работу (которая может сопровождаться неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом» (№ 17), целесообразно напомнить учащимся, что речь идет именно об их способностях. Даже если «грязная» работа (или другие явно непривлекательные трудовые действия) кому-то очень неприятны, но он все-таки легко их выполняет, то следует ставить высокий балл. И наоборот, если какое-либо действие нравится, но хорошо выполнять его сейчас человек пока не может, то в бланк проставляется невысокий балл.

Тестовый материал

Трудовые действия

  1. Следить за показаниями приборов, за информацией на экране (дисплее).
  2. Работать с текстами (много читать, изучать что-либо).
  3. Выполнять расчеты (на ЭВМ, микрокалькуляторе, в уме).
  4. Много чертить, рисовать.
  5. Вести записи, печатать на машинке, на компьютере.
  6. Много говорить, выступать перед аудиторией, беседовать с людьми.
  7. Быть услужливым, уметь нравиться и угождать клиентам.
  8. Соблюдать дисциплину труда и субординацию (правила подчинения).
  9. Управлять техникой (машинами, станками, агрегатами).
  10. Обрабатывать что-либо вручную или с помощью простых приспособлений.
  11. Часто работать на открытом воздухе, на природе (в любую погоду).
  12. Много запоминать по ходу работы.
  13. Часто разъезжать (командировки, экспедиции).
  14. Быстро реагировать на меняющуюся ситуацию, уметь переключать внимание.
  15. Проверять, контролировать, оценивать что-либо и кого-либо, ставить диагноз.
  16. Быть осторожным и предусмотрительным, соблюдать правила безопасности (рисковать, но по-умному).
  17. Выполнять «грязную» работу (которая может сопровождаться неприятным запахом, пылью, сыростью, шумом).
  18. Переносить однообразную, монотонную работу.
  19. Терпеть насмешки, грубость.
  20. Испытывать длительные физические нагрузки (много ходить, выполнять разнообразные движения, давление, переносить вибрацию, перепады температуры).
  21. Уметь организовывать, руководить людьми.
  22. Владеть иностранным языком.
  23. Уметь постоять за себя, с честью выходить из конфликтных ситуаций.
  24. Не обманывать других и самого себя (говорят, это не каждому дано).
  25. Уметь не принимать все близко к сердцу (не волноваться, что от вашей работы кому-то будет плохо).
  26. Часто работать по вечерам и без выходных.
  27. Уметь самостоятельно принимать важные решения (и отвечать за них тоже самостоятельно).
  28. Уметь взаимодействовать с коллегами, работать в коллективе (без скандалов и склок).
  29. Уметь тихо и спокойно размышлять, мечтать на работе (и так зарабатывать себе на хлеб насущный).
  30. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Обработка результатов теста

    Баллы, проставленные учащимися по каждому трудовому действию , сопоставляются с нормами:

  • если баллы попадают в норму (включительно), то ставится «0»,
  • если больше нормы – «+1»,
  • если меньше – «-1».

Значения записываются в столбик «Соответствие норме ».

Например , если по первому вопросу кто-то из юношей оценил свои возможности в шесть баллов, а норма для юношей по этому вопросу соответствует интервалу от 4 до 8 баллов, то ставится «0».

Затем подсчитывается алгебраическая сумма баллов в столбце «Соответствие норме ». Полученный таким образом результат также сопоставляется с общей для всех нормой. Такой нормой является результат от -5 до +6 баллов .

  • если полученный результат попадает в данную норму (включительно), то, скорее всего, общая самооценка подростка адекватная («нормальная»);
  • если результат выше нормы – самооценка несколько завышенная;
  • если ниже нормы – самооценка заниженная.

С помощью списка «Набор профессий » определяется, имеются ли такие профессии в методике, и если имеются, то рядом с выписанными профессиями проставляются их порядковые номера из этого списка. Если тех профессий, которые интересуют подростков, не окажется в списке, то можно по согласованию с учащимися рассматривать близкие к ним профессии.

В «Набор профессий » включены некоторые виды деятельности, которые традиционно в подобные списки не включают: бомж, бродяга, попрошайка, квартирный вор, проститутка, рэкетир, торговец наркотиками. В современных условиях именно такие способы зарабатывания денег вызывают у подростков повышенный интерес, и подобное включение позволяет обсудить эти «профессии» со школьниками.

Далее психолог показывает на примере, каким образом определяется готовность к профессии . Учащиеся повторяют за психологом соответствующие подсчеты, а в дальнейшем самостоятельно определяют готовность к тем профессиям, которые их интересуют. Каждый школьник может проверить свою готовность как минимум к четырем профессиям.

Пример расчета готовности к профессии "Программист"

  • Сначала в бланк записывается название профессии – «программист».
  • Затем в списке «Набор профессий » отыскивается профессия «программист», где отмечены номера соответствующих данной профессии трудовых действий и значимость этих действий для успешной работы, выраженная в баллах. Все это записывается в бланк ответов в соответствующую графу.
  • Далее справа, рядом с показателями значимости действий, записываются те ответы (баллы самооценок), которые ранее выставил в своем бланке учащийся. Например, первое трудовое действие (следить за показаниями приборов) – 7 баллов; третье (выполнять расчеты) – 5 баллов; восемнадцатое (переносить монотонную работу) – 3 балла и т.д.
  • После этого показатели значимости перемножаются на соответствующие баллы самооценок подростка.
  • Затем полученные результаты суммируются.

Таблица расчета готовности к профессии "Программист"

Номера действий Названия действий для профессии Значимость действий для профессии Самооценка готовности к действиям Вероятность готовности к действиям
1 следить за приборами 2 х 7 = 14
3 выполнять расчеты 4 х 5 = 20
18 переносить монотонную работу 2 х 3 = 6
28 уметь работать в коллективе 1 х 2 = 2
32 придумывать новое 1 х 5 = 5
Сумма: 47%

Общий показатель готовности подростка к профессии, выраженный в процентах, записывается внизу. Если он ниже 60-70%, то могут возникнуть сомнения в готовности этого ученика к данной профессии.

Нужно также учесть самооценку подростка:

  • если она – повышенная, то полученный показатель готовности к профессии «программист» умножается на корректировочный коэффициент 0,7,
  • если пониженная – на 1,3,
  • если самооценка оказалась адекватной, то никаких корректировок можно не делать.

Подобная корректировка является условной и служит не столько для получения более «объективного» диагноза, сколько для знакомства подростка с логикой размышлений о своей готовности к той или иной профессии.

В приведенном примере первоначальный, невысокий показатель готовности, равный 47%, был умножен на корректировочный коэффициент 1.3, и в итоге получилось 61,1%, что говорит о хорошей готовности к профессии «программист».

Аналогичным образом учащиеся самостоятельно подсчитывают свою готовность к другим, наиболее интересным для себя профессиям.

При использовании методики в индивидуальной работе (или в работе с микрогруппой в 3-5 человек) общая логика процедуры сохраняется, но появляется возможность сделать существенные добавления.

Несколько расширяется инструкция, где учащемуся предлагается не только оценить свои возможности («могу») выполнять те или иные действия, но и свое желание выполнять эти действия («хочу») и необходимость выполнения такой работы («надо»). После зачитывания психологом каждого трудового действия учащийся в трех колонках на бланке ответов проставляет соответствующую самооценку, используя шкалу от 0 до 10 баллов.

При индивидуальной работе оцениваются не только способности, но и желание и необходимость заниматься подобной работой.

Таблица норм
Номера трудовых действий (в соответствии с перечнем) Диапазон баллов для девушек Диапазон, баллов для юношей
1 4 – 8 4 – 8
2 3 – 7 3– 7
3 2 – 6 4 – 7
4 2 – 7 5 – 8
5 6 – 9 5 – 9
6 5 – 8 2 – 6
7 6 – 9 4 – 7
8 3 – 8 2 – 8
9 5 – 8 6 – 9
10 3 – 7 4 – 8
11 5 – 8 6 – 9
12 3 – 6 3 – 7
13 5 – 9 4 – 8
14 5 – 8 5 – 7
15 4 – 8 3 – 6
16 6 – 9 4 – 8
17 1 – 6 1 – 5
18 1 – 6 2 – 6
19 2 – 5 2 – 6
20 3 – 7 4 – 8
21 4 – 7 3 – 6
22 6 – 9 2 – 6
23 6 – 9 5 – 7
24 3 – 6 2 – 6
25 3 – 7 3 – 6
26 2 – 5 3 – 7
27 4 – 7 4 – 8
28 6 – 9 4 – 8
29 6 – 9 6 – 8
30 5 – 8 6 – 8
31 6 – 9 4 – 8
32 5 – 8 4 – 8
33 6 – 9 4 – 7
34 4 – 8 5 – 8
Набор профессий

Напротив каждой профессии курсивом написаны порядковые номера трудовых действий необходимые для этой профессии. Под каждым номером трудового действия обычным шрифтом написана его значимость для данной профессии.

1. Автослесарь 7 9 10 15 17
2 1 3 2 2
2. Агроном 2 5 11 20 21 26
2 2 2 2 1 1
3. Артист драматического театра 2 6 13 17 19 26 30 33
1 2 1 1 1 1 2 1
4. Археолог, этнограф 2 5 10 11 13 18 20 22
2 2 1 1 1 1 1 1
5. Библиотекарь 2 5 7 18 22
2 2 2 3 1
6. Бомж, бродяга, попрошайка 6 7 16 17 19 20
1 1 2 3 2 1
7. Водитель городского автобуса 9 14 16 19 20 23 26
2 2 2 1 1 1 1
8. Водитель «дальнобойщик» 9 10 12 13 14 16 18 22
1 1 1 1 1 1 2 1
9. Воспитатель в детском саду, яслях 6 14 21 24 32
3 2 3 1 1
10. Врач – терапевт 5 6 7 12 15 17 19 26
1 2 1 1 2 1 1 1
11. Врач хирург 6 10 14 15 19 20 26 27
1 2 1 1 1 1 1 1
12. Геолог 5 10 11 13 16 17 22 28
1 1 2 1 1 1 2 1
13. Дизайнер (техническая эстетика) 3 4 18 32 33
3 4 1 1 1
14. Домохозяйка (воспитание детей, создание уюта в доме, обслуживание мужа) 7 17 19 21 23 26 30 33 34
1 2 1 1 1 1 1 1 1
15. Животновод (зоотехник) 10 16 17 20 26 34
1 1 4 1 2 1
16. Инженер на промышленном производстве 1 3 9 15 18 28
1 3 1 1 1 3
17. Инспектор ГИББД 6 11 14 15 16 19 26
1 2 2 1 2 1 1
18. Кассир – оператор кассовых аппаратов (в магазине, в банке) 3 7 19 23 24
4 1 3 1 1
19. Квартирный вор 10 12 15 16 19 23 25
2 1 1 2 1 1 2
20. Коммерсант 3 7 13 16 19 21 27
2 2 1 1 1 1 2
21. Конструктор (чертежник- конструктор) 3 4 9 10 13 15 32
2 2 1 1 1 1 2
22. Продавец в кооперативном ларьке 3 7 12 13 14 16 19
1 1 1 1 1 3 2
23. Лесник, инспектор рыбнадзора 10 11 16 17 20
3 3 1 1 2
24. Летчик (пилот гражданской авиации) 1 9 13 16 18 20 28
1 2 2 1 1 2 1
25. Манекенщица, фотомодель 6 13 19 26 30 33
2 2 1 1 3 1
26. Мастер телеателье 7 10 15 18
1 5 3 1
27. Матрос, рыбак на сейнере 8 10 11 13 16 17 20 18
1 2 1 2 1 1 1 1
28. Машинист поезда 1 9 10 13 17 18
1 3 2 1 2 1
29. Металлург 9 10 16 17 20 28
1 1 2 2 3 1
30. Монах, человек – отшельник, послушник 8 11 17 18 29 30 31
1 1 1 1 2 1 3
31. Офицер армии (десантные войска) 6 8 9 11 16 20 27 30
1 1 1 1 1 1 1 1
32. Официант 3 7 12 17 19 22 24
2 3 1 1 1 1 1
33. Парикмахер 7 10 17 19 20 32 33
2 1 1 1 2 1 2
34. Переводчик (текстовый перевод) 2 5 12 15 18 22
1 2 1 1 2 3
35. Писатель, поэт, публицист, журналист 2 5 6 13 19 24 26 29 31 33
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
36. Повар (в престижном ресторане 7 10 15 17 20 34
1 3 1 3 1 1
37. Пограничник (сухопутная граница) 8 9 11 16 20 26 30
2 1 1 2 1 1 1
38. Пожарник, спасатель 8 9 14 16 17 20 27 30
1 1 1 2 1 1 1 2
39. Политический деятель, дипломат 6 13 16 19 22 23 24 27
1 2 1 2 1 1 1 1
40. Портной по пошиву верхней одежды 4 7 10 15 33
1 3 4 1 1
41. Приемщица белья в прачечной, в химчистке 3 7 15 19
2 2 5 1
42. Программист 1 3 18 28 32
2 4 2 1 1
43. Продавец 3 7 11 15 17 19 20 24
1 2 1 1 1 2 1 1
44. Проводник железнодорожных составов 6 7 10 13 17 19 20
1 3 1 2 1 1 1
45. Проститутка 7 16 17 19 20 22 25 30
2 1 1 2 1 1 1 1
46. Психолог, психотерапевт 6 7 15 19 21 24 32
3 1 1 1 1 1 2
47. Редактор, корректор 2 5 15 18 22 24 33
3 1 1 2 1 1 1
48. Руководитель, менеджер 6 13 15 19 21 23 26
1 1 1 2 3 1 1
49. Рэкетир 3 8 14 16 19 25 30
1 1 2 2 1 2 1
50. Священнослужитель 2 6 7 19 24 26 29 30 31
1 1 1 1 1 1 1 2 2
51. Секретарь- референт 2 3 5 7 12 19 22 26
1 1 2 1 2 1 1 1
52. Сельский механизатор (комбайнер, тракторист) 9 10 11 17 20 26 34
2 1 2 1 2 1 1
53. Слесарь- ремонтник 9 10 15 16 17 20
1 3 1 2 2 1
54. Спортсмен – профессионал (командный спорт) 13 14 16 19 20 26 28
2 1 1 1 3 1 1
55. Станочник широкого профиля (токарь, фрезеровщик) 3 9 10 15 34
1 5 1 2 1
56. Строитель- монтажник 10 11 16 17 20 26
2 1 1 2 3 1
57. Стюардесса 6 7 13 14 19 20 22
1 2 2 1 1 2 1
58. Таксист 7 9 12 14 16 19 23 26
2 1 1 2 1 1 1 1
59. Телохранитель, охранник 7 8 14 16 19 25
1 1 3 2 1 1
60. Торговец наркотиками 7 8 12 16 17 19 25
2 1 1 2 1 1 2
61. Участковый милиционер 6 12 15 16 19 23 26
1 2 1 2 2 1 1
62. Ученый- теоретик (биолог) 2 5 22 26 29 31 32
2 2 1 1 1 1 2
63. Ученый – экспериментатор (научный сотрудник на био-метеостанции) 2 3 5 11 15 24 29 29 32
2 1 1 1 1 1 1 1 1
64. Учитель средней школы 2 5 6 15 19 21 23
1 2 3 1 1 1 1
65. Фотокорреспондент 11 12 14 16 20 22 24 26
1 1 2 2 1 1 1 1
66. Художник, скульптор 2 4 7 17 24 26 29 31 33
1 1 1 1 1 1 1 1 2
67. Чиновник, служащий, инспектор 2 5 7 13 15 18 21
2 3 1 1 1 1 1
68. Шахтер, проходчик 9 10 16 17 20 34
1 1 3 2 2 1
69. Экономист 3 12 18 28 34
3 1 3 2 1
70. Экскурсовод- переводчик 2 6 7 13 19 22 26 33
1 2 1 1 1 2 1 1
71. Ювелир 7 10 15 18 33
1 3 2 2 2
72. Юрист (адвокат) 2 6 7 12 13 16 19 24
1 1 2 1 1 1 1 2

Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. Профессия - это:

  • деятельность, направленная на пользу обществу,
  • деятельность, требующая профессионального обучения,
  • деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Задание №1. «Найди профессии».

Подчеркните слова, обозначающие профессии.

    Инженер , конструктор , директор, дворник, юрист , помощник юриста, исполняющий обязанности, кассир , завуч, учитель физкультуры, дрессировщик , начальник отдела, учитель , учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь , курьер, хирург.

Почему «дворник» и «курьер» - не профессии? (директор, помощник юриста, завуч начальник отдела, главный конструктор обозначают не профессии, а должности. Учитель начальных классов и учитель физкультуры - это разные специальности одной профессии - учитель. Терапевт и хирург - специальности профессии врача).

Задание №2. «По горячим следам».

Сформулируйте и запишите основные признаки профессии.

Вы уже знакомы с классификацией профессий по таким существенным признакам, как предмет, цели, средства и условия труда. Классификация позволяет смоделировать профессию по заданным характеристикам. Следующее задание поможет вам найти формулу своей будущей профессии.

Задание №3. «Формула профессии». (модификация методики Н.С. Пряжникова).

Внимательно прочитайте признаки профессий и подчеркните самые привлекательные для вас цели, предметы, средства и условия труда (1-2 варианта).

    1. Цели труда:

    1.1. Оценивать, проверять.
    1.2. Исследовать что-либо, делать открытия.
    1.3. Перевозить, перемещать людей, грузы.
    1.4. Изготавливать какие-нибудь предметы.
    1.5. Учить, воспитывать, консультировать.
    1.6. Создавать произведения искусства.
    1.7. Руководить людьми.
    1.8. Обслуживать кого-либо или чего-либо.

    2. Предмет труда:

    2.1. Человек.
    2.2. Информация.
    2.3. Финансы.
    2.4. Техника.
    2.5. Искусство.
    2.6. Животные и растения.
    2.7. Изделия и продукты.
    2.8. Природные ресурсы.

    3. Средства труда:

    3.1. Ручные.
    3.2. Механические.
    3.3. Автоматические.
    3.4. Компьютерные.
    3.5. Мышление.
    3.6. Голос, мимика, пантомимика.
    3.7. Физические возможности организма.
    3.8. Органы чувств.

    4. Условия труда:

    4.1. Бытовой микроклимат.
    4.2. Помещения с большим числом людей.
    4.3. Разъезды и командировки.
    4.4. Открытый воздух.
    4.5. Экстремальные условия.
    4.6. Работа на дому.
    4.7. Особые условия.
    4.8. Повышенная ответственность.

Задание №4 (домашнее).

Из каждой группы выберите и запишите самую привлекательную для вас характеристику.

    Цели: __________________________________________________________________
    Предмет: ______________________________________________________________
    Средства: _____________________________________________________________
    Условия: _______________________________________________________________

Если вы уже выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она этим характеристикам.
Если нет – попробуйте смоделировать ее по этим признакам.


Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. Профессия - это: деятельность, направленная на пользу обществу, требующая профессионального обучения, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).
Задание «Найди профессии»

Подчеркните слова, обозначающие профессии.

Инженер , конструктор , директор, дворник, юрист , помощник юриста, исполняющий обязанности, кассир , завуч, учитель физкультуры, дрессировщик , начальник отдела, учитель , учитель начальных классов, врач , терапевт, главный конструктор, слесарь , курьер, хирург.

Почему «дворник» и «курьер» - не профессии? Директор, помощник юриста, завуч, начальник отдела, главный конструктор обозначают не профессии, а должности. Учитель начальных классов и учитель физкультуры - это разные специальности одной профессии - учитель. Терапевт и хирург - специальности профессии врача.
Задание «По горячим следам»

Сформулируйте и запишите основные признаки профессии.

Вы уже знакомы с классификацией профессий по таким существенным признакам, как предмет, цели, средства и условия труда. Классификация позволяет смоделировать профессию по заданным характеристикам. Следующее задание поможет вам найти формулу своей будущей профессии.
Задание «Формула профессии» (Модификация методики Н.С.Пряжникова)

Внимательно прочитайте признаки профессий и подчеркните самые привлекательные для вас цели, предметы, средства и условия труда (1-2 варианта).


1. Цели труда:

1.1. Оценивать, проверять.

1.2. Исследовать что-либо, делать открытия.

1.3. Перевозить, перемещать людей, грузы.

1.4. Изготавливать какие-нибудь предметы.

1.5. Учить, воспитывать, консультировать.

1.6. Создавать произведения искусства.

1.7. Руководить людьми.

1.8. Обслуживать кого-либо или что-либо.


2. Предмет труда:

2.1. Человек.

2.2. Информация.

2.3. Финансы.

2.4. Техника.

2.5. Искусство.

2.6. Животные и растения.

2.7. Изделия и продукты.

2.8. Природные ресурсы.


3. Средства труда:

3.1. Ручные.

3.2. Механические.

3.3. Автоматические.

3.4. Компьютерные.

3.7. Физические возможности организма.

3.8. Органы чувств.


4. Условия труда:

4.1. Бытовой микроклимат.

4.2. Помещения с большим числом людей.

4.3. Разъезды и командировки.

4.4. Открытый воздух.

4.5. Экстремальные условия.

4.6. Работа на дому.

4.7. Особые условия.

4.8. Повышенная ответственность.

Задание. Из каждой группы выберите и запишите самую привлекательную для вас характеристику.

Цели: ___

Предмет: ____________________________________________________

Средства: ___________________________________________________

Условия: ____________________________________________________

Если вы уже выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она этим характеристикам.

Если нет – попробуйте смоделировать ее по этим признакам.
Интересы и склонности в выборе профессии
...Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей». Там была изображена охваченная огнем Троя. «Где находится этот город?» - спросил мальчик. «Никому еще не удавалось найти его», - ответил отец. «Когда я вырасту, я найду его!» - воскликнул сын. С 14 лет он - ученик в лавке, затем - юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За 2,5 года он овладел английским, французским, голландским, испанским, португальским языками. Потом русским - за 6 недель! Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешествие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет все бросает и погружается в археологию. Дилетант занялся наукой. Остальное похоже на чудо. Все его сбережения отданы идее. Он трудился без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несговорчивость рабочих, недоверие ученых всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал копать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Руки Генриха Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле.

С обыденной точки зрения поведение Шлимана - чудачество. Ведь у него было все, что, казалось бы, нужно для счастья, - «положение в обществе и богатство». Но, вероятно, ему этого было недостаточно. В данном случае положение и богатство были только средством достижения цели, а не целью. Представим, что не было долгих лет упорного труда, не было этого бесценного профессионального и жизненного опыта, которые позволили Шлиману разбогатеть. А был мальчик, который хотел разыскать Трою. О своих детских фантазиях взрослые обычно вспоминают с улыбкой или смущением. По мере взросления мечты рассеиваются, как утренний туман. Если только они не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.

Интересы различаются по содержанию (литература, музыка, техника, животные, цветы, компьютеры, спорт и т. д.), по глубине, по длительности. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека: у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире.

Известны случаи, когда интересы ребенка шли вразрез с планами родителей.

«У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», - стыдил мистер Дарвин своего сына Чарльза.

Большинство великих людей - ученых, писателей, композиторов, художников - уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.

Определить свои интересы вам поможет следующая методика.

Методика «Профиль»

Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится – минус.

1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.

2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

3. Выяснять устройство электроприборов.

5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.

6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.

8. Наблюдать за работой медсестры, врача.

9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

13. Ремонтировать бытовые электроприборы.

14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.

15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

17. Участвовать в общественной жизни школы, города (района).

18. Объяснять одноклассникам учебный материал.

19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.

21. Проводить опыты по физике.

22. Ухаживать за животными, растениями.

24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.

25. Коллекционировать камни, минералы.

26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.

29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

30. Участвовать в военных играх, походах.

31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

32. Замечать и объяснять природные явления.

33. Собирать и ремонтировать компьютеры.

34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.

36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.

38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

39. Искать и находить способы зарабатывания денег.

40. Заниматься физической культурой и спортом.

41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.

42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.

43. Разбираться в принципах работы электроприборов.

44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.

46. Участвовать в спектаклях, концертах.

47. Изучать политику и экономику других стран.

48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.

49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.

50. Участвовать в спортивных соревнованиях.


Номера вопросов

Сумма баллов

1

11

21

31

41

2

12

22

32

42

3

13

23

33

43

4

14

24

34

44

5

15

25

35

45

6

16

26

36

46

7

17

27

37

47

8

18

28

38

48

9

19

29

39

49

10

20

30

40

50

Десять горизонтальных строк с номерами вопросов в бланке - это десять возможных направлений профессиональной деятельности:

1 – физика и математика;

2 – химия и биология;

3 – радиотехника и электроника;

4 – механика и конструирование;

5 – география и геология;

6 – литература и искусство;

7 – история и политика;

8 – педагогика и медицина;

9 – предпринимательство и домоводство;

10 – спорт и военное дело.


Подсчитайте число плюсов в каждой строчке таблицы. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие – способности, или профессионально важные качества. Если сумма баллов ни в одной строчке не превышает двух баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.

Интерес формируется в реальном деле - пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности: спорте, литературе, искусстве, науке - в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т. п.

Задание «Круг чтения»

Прочитайте отрывок из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и определите, каким образом Тому удалось убедить ребят, что белить заборы - большая честь и редкое удовольствие.

«…Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование - тяжелою ношей... И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение - блестящая, гениальная мысль.

Он взял кисть и спокойно принялся за работу. Вдруг вдали показался тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего.

Что, брат, заставляют работать?

Том круто повернулся к нему:

А, это ты, Бен! А я и не заметил.

Слушай-ка, я иду купаться. Небось, и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать.

Том посмотрел на него и сказал:

Что ты называешь работой?

А разве это не работа?

Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе... Разве мальчишкам каждый день достается белить заборы?.. Из тысячи... даже, пожалуй, из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выполнить это как следует...»

…Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех ребят этого города. Сам того не ведая, он открыл закон, управляющий поступками людей, а именно: для того, чтобы человек страстно захотел обладать какой-либо вещью, эта вещь должна достаться ему как можно труднее.

Чтобы управлять своими или чужими интересами, необходимо соблюдать следующие условия:

1) добровольность - цели, поставленные перед собой самим человеком, достигаются легче, чем цели, навязанные другими;

2) постепенность - следует дозировать усилия, увеличивая их постепенно;

3) положительные эмоции - «усилие на грани приятного» - заниматься надо до тех пор, пока дело в радость, а не в тягость.

Стратегия выбора профессии
Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Представим три слагаемых правильного выбора в виде трех окружностей.

Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели, или целеполагания: капризное и расплывчатое «хочу» должно обрести скульптурные формы. Цели должны быть:

конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде);

реалистичными , то есть соотнесенными с собственными возможностями: физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и др.;

позитивными (идти не от чего-то - «не хочу прозябать в нищете и безвестности», а к чему-то - «хочу денег и славы»);

ограниченными во времени (цель - это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку).

Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами: личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними: деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:

главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);

цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, с возможным местом учебы или работы);

пути и средства достижения целей (для кого-то - знания и умения, для кого-то - связи и деньги);

внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);

внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);

запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).

Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».

Если ваша цель - выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:

На какой уровень образования я могу рассчитывать (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности?

Каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать?

Какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд - реальный минимум заработной платы?

Какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время, или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу?

Хочу я работать рядом с домом или мне это безразлично?

Задание «Машина времени»

Представьте, что вы перенеслись на несколько лет вперед. Каким вы представляете себе свое профессиональное будущее? Где и кем вы работаете? Опишите свой рабочий день. Какие отношения сложились с коллегами? Все ли вас устраивает? Какие препятствия вам пришлось преодолеть (получение специальности, поиск работы) и каким образом? Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов? Какие личные качества и навыки помогли вам реализовать свои профессиональные планы?

Если вам удалось хотя бы мысленно ответить на эти вопросы, подумайте:

Осуществим ли этот образ будущего?

Стоит ли тратить время и энергию на его осуществление?

Действительно ли я хочу его осуществить?

Запишите, каким вы хотите видеть ваше профессиональное будущее - конкретно, реалистично, позитивно и к определенному сроку (от шести месяцев до пяти лет).

«Клуб двух процентов» (Н.Хилл)

Большинство людей всю жизнь о чем-нибудь мечтает. Эти мечты мимолетны, как ветер. У них не хватает энергии и сил самим формировать свою судьбу. Таких людей примерно 70%.

Гораздо меньше тех, кто превращает свои мечты в страстные желания. Они постоянно хотят чего-то одного, но ничего не предпринимают, чтобы осуществить свои желания. Они составляют примерно 10% от общего числа.

Еще меньше тех, кто превращает свои желания в надежды. Такие люди время от времени размышляют над тем, что они могли бы предпринять, чтобы осуществить их. Я считаю, таких людей примерно 8%.

Люди, которые смогли поверить в осуществление своих желаний, составляют 6%.

Совсем мало тех, кто дал своим желаниям, надеждам превратиться в навязчивую идею, а потом в веру. Их примерно 4%.

И, наконец, речь пойдет о тех, кто весь поглощен своей идеей, кто выработал конкретный план ее осуществления и отдал всего себя, чтобы претворить его в жизнь. В эту группу входит только 2% населения. Заметим, что это не значит, что именно эти 2% счастливы и довольны своей жизнью. Просто они выбрали этот путь и прошли его до конца.

Программа для учащихся 9-го класса

И зменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требуют от педагогов и психологов новых подходов к решению задач профессионального самоопределения школьников.

Цельпрофессионального ориентирования состоит в том, чтобы сформировать у учащихся готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы профессионального, жизненного и личностного развития.

Можно сформулировать три основных принципа выбора профессии школьником:

1. Знание и учет собственных возможностей и способностей.

2. Знание требований профессии к человеку.

3. Умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.

При составлении программы курса по выбору «Шаги к профессии» учитывались следующие ключевые моменты:

В блоке диагностических методик акценты делаются не на оценку актуального уровня способностей, а на выявление индивидуально-психологических особенностей и мотивации учащихся.

В подростковом возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявления.

Для подростка характерен недостаточный уровень самосознания, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка.

Недостаток жизненного опыта (поверхностные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии).

Курс «Шаги к профессии» относится к профессионально-ориентированным курсам по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Программа курса рассчитана на 17 часов. Она написана авторами на основе изучения известных программ по профориентационной работе («Человек - труд - профессия», «Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой; «Выбор профессии» Е.А. Климова и С.Н. Чистяковой; факультативного учебного курса по профессиональному самоопределению подростков «Я и моя профессия» Г.В. Резапкиной).

Предполагается использование на занятиях рабочей тетради учащегося, которая является частью учебно-методического комплекта «Я и моя профессия» (автора Резапкиной Г.В.). В нее включены основные задания, бланки для ответов, тестовый стимульный материал, а также памятки для учащихся. При отсутствии такой тетради необходимо обеспечить учащихся бланками и стимульным материалом. Тесты и задания в программе подобраны с учетом возрастных особенностей восприятия подростков.

На занятиях курса учащиеся получают необходимую информационную нагрузку. Программа не претендует на глубокий самоанализ. В результате занятий подросток познает себя, для него актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации.

Информационная поддержка учащихся во время изучения курса осуществляется по схеме:

Если конечной целью профориентационной работы школы является готовность учащегося к самоопределению, то роль учителя, психолога состоит в том, чтобы активизировать позицию самоопределяющегося школьника.

Схема активизации позиции самоопределения подростка

Таким образом, суть активизации заключается в том, чтобы вооружить выпускника школы средствами для решения своих проблем. В полной мере курс по выбору «Шаги к профессии» отвечает данному требованию.

Целью курса является осознание учащимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.

Задачи курса

Взаимодействие учителя и ученика, при котором ученик, поставивший перед собой цель, инициирует сотрудничество с психологом или учителем.

Обеспечение каждому ученику психологической безопасности.

Мотивация личностного роста ученика.

Создание условий для сознательного выбора профессии.

Актуализация чувства ответственности за совершаемый выбор.

Переживание опыта межличностного взаимодействия и групповой сплоченности.

Программа курса предусматривает занятия - «шаги», которые проводятся как в традиционной форме урока, когда учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения, так и в форме ролевых игр, упражнений, активизирующих самопознание и рефлексию, в форме психодиагностических тестов, тренинга по практическим навыкам принятия решения и бесконфликтного общения. Педагог-психолог использует в своей работе такие основные методы, как наблюдение, беседы и консультации с учащимися и их родителями.

Занятия курса проводятся 1 раз в неделю.

Программа курса не предусматривает систему отметок. Эффективность усвоения содержания курса следует оценивать по сформированности у учащихся способности к осознанному выбору профессии. Однако решение по поводу формы оценивания принимает учитель и педагогический совет школы. Авторы предлагают выставлять рейтинговый балл (см. приложение) на итоговом занятии курса по теме «Защита личного профессионального плана» (при необходимости можно рейтинговую оценку переводить в привычную для учащихся отметку «3», «4», «5»).

По завершении изучения курса учащиеся должны:

Знать свои способности и возможности;

Знать основные правила выбора профессии;

Владеть основными понятиями в вопросах профориентации;

Иметь представление об основных индивидуально-психологических особенностях личности, о методах диагностирования;

Быть знакомыми с собенностями нервной системы, мышления, памяти, внимания.

Учащиеся должны уметь:

Адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;

Ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями;

Составлять личный профессиональный план и аргументировать свой выбор.

Достоинством программы является то, что работать по ней может не только педагог-психолог школы, но и классный руководитель или учитель.

Пример таблицы для игры

Предлагаемый курс может быть использован психологами, классными руководителями, педагогами не только как курс по выбору, но и как составляющая психолого-педагогического сопровождения предпрофильного обучения, а также в рамках профориентационной работы в качестве факультативного курса в 8–11-х классах общеобразовательной школы.

По итогам изучения всего курса целесообразно провести родительское собрание и познакомить родителей с общими результатами выбора профессии девятиклассниками. При желании родителей - провести индивидуальные консультации по вопросам профориентации.

Для иллюстрации ниже приведены сценарии двух занятий по этой программе.

ЗАНЯТИЕ 7. Игра «Остров»

Цели занятия

1. Развитие коммуникативных способностей учащихся, навыков социального поведения.

2. Активизация профессионального самоопределения.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Сегодня я приглашаю вас поучаствовать в игре «Остров».

Представьте, что мы оказались на заброшенном острове, где-то в южных широтах. У вас осталось какое-то личное имущество: что было в сумках и карманах. Когда нас спасут - неизвестно. Как минимум два месяца мы должны прожить здесь. Перед нами стоят две основные задачи: выжить и остаться при этом цивилизованными людьми.

За 40 минут вы должны доказать самим себе, что способны решать эти задачи.

Итак, мы сидим на берегу и обсуждаем, что нам дальше делать. Я пока буду выполнять роль старшего, но потом вы сможете выбрать себе другого вождя.

Если мы сумеем договориться об основных путях решения наших задач, а также о распределении обязанностей, то сможем выжить и сохранить свое достоинство. (На доске висит карта острова.) Обратимся к карте... На острове имеется источник пресной воды, а также мелкие зверьки, птицы, рыба, съедобные растения. Но нет пещеры, пригодной для проживания.

Что необходимо для проживания на острове?

(Ведущий записывает все перечисленное на доске в виде перечня.)

Определим приоритеты.

Необходимо определить перечень работ и количество людей для их выполнения. Далее надо выявить желающих выполнять эти работы.

Как правило, возникает несоответствие между желаемым и необходимым. Это обсуждается, и ведущий объясняет, что участники не смогут выжить, если не договорятся. По каждому виду работ создаются группы, они рассаживаются за отдельные столы и обсуждают 3–5 минут, как они будут выполнять свою работу. Представитель группы рассказывает классу о том, как они собираются строить жилище, ловить рыбу и т.д. Класс задает вопросы. Ведущий игры в баллах оценивает готовность группы.

Затем ведущего поражает тропическая болезнь, и учащиеся выбирают нового вождя. При этом учитель чинит всяческие препятствия, побуждает участников к решению различного рода проблем: строительство туалета и пр.

За 3–5 минут до конца занятия учитель прекращает игру и организует обсуждение результатов.

Вопросы для обсуждения:

- Удалось ли вам выжить?

Как оказывалась медицинская помощь?

Как заботились о душе?

Возникали ли скандальные ситуации?

ЗАНЯТИЕ 11.
Что я знаю о мире профессий?
Классификация профессий. Игра «Аукцион»

Цели занятия

1. Дать представление о мире профессий и их классификации.

2. Определить профессиональные склонности учащихся.

3. Развивать умения учащихся классифицировать профессии и соотносить их со своими потребностями.

Стимульный материал

Методика «Формула профессии» (Пряжников Н.С.), классификация профессий по предмету труда.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Беседа о профессиях и психологических требованиях к профессии

Ведущий. Сегодня известно несколько тысяч профессий. Как же в них сориентироваться?

Чтобы в этом разобраться, нужно классифицироватьпрофессии. Классификация-это осмысление порядка вещей, распределение их по какому-либо признаку. Профессии принято классифицировать и выделять по следующим признакам:

Предмет труда

То, на что направлена работа. Классификация профессий: человек - человек, человек - природа, человек - техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ.

Цели труда

Преобразовательские (воздействие на предмет труда).

Гностические (получение и анализ информации о предметах труда).

Изыскательские (поиск чего-то нового).

Управленческие (управление другими людьми).

Орудия труда

То, посредством чего работник оказывает воздействие на предмет труда.

Функциональные средства (функции человеческого тела и ума).

Технические средства (расширяют возможности воздействия человека на предмет труда).

Профессии ручного труда.

Условия деятельности

Любая профессия предполагает нахождение человека в определенных условиях. Условия труда включают:

характеристики среды;
физическую нагрузку;
график рабочего времени;
нервно-психическое напряжение.

Характер труда: исполнительский или творческий.

2. Игра «Аукцион»

Учащиеся делятся на 3 группы. От них требуется назвать профессии, относящиеся к определенному типу. Названные профессии записываются на доске. Выигрывает та команда, игроки которой назвали большее число профессий.

Ход игры представляет собой живой диалог ведущего и игроков. Игра позволяет обнаружить степень общей информированности о мире профессий, выявить направленность профессиональных интересов учащихся.

Наличие атрибутов настоящего аукциона придает игре особую привлекательность.

При подведении итогов занятия уместно будет провести методику «Формула профессии».

3. Методика «Формула профессии»

Ведущий . Чтобы определить, с какими целями, предметами, средствами, условиями труда каждый из вас склонен работать, проведем тест.

Инструкция для учащегося

Подчеркните наиболее привлекательные цели, предмет, средства, условия труда.

1. Цели труда

1.1 Оценивать, проверять.

1.2 Исследовать что-либо, делать открытия.

1.3 Перевозить что-либо.

1.4 Изготавливать какие-то предметы.

1.5 Учить, воспитывать, консультировать.

1.6 Творить, создавать что-то новое.

1.7 Руководить людьми.

1.8 Обслуживать кого-либо или что-либо.

1.9 Постоянно работать над собой, быть в «форме».

2. Предмет труда

2.1 Технические объекты.

2.2 Тексты, графики, числа.

2.3 Экономика и политика.

2.4 Искусство.

2.6 Растения и микроорганизмы.

2.7 Животный мир.

2.9 Детали и материалы.

3. Средства труда

3.1 Ручные.

3.2 Механические.

3.3 Автоматические.

3.4 Компьютеры.

3.5 Интеллект.

3.6 Выразительные движения, мимика.

3.7 Творческое мышление.

3.8 Возможности организма и органы чувств.

4. Условия труда

4.1 Бытовой микроклимат.

4.2 Помещения с большим количеством людей.

4.3 Разъезды.

4.4 Самостоятельность.

4.5 Открытый воздух.

4.6 Экстремальные условия.

4.7 Особые условия.

4.8 Изысканные отношения.

4.9 Работа на дому.

4. Итог занятия

Ведущий. Если вы выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она наиболее привлекательным для вас характеристикам. Если нет - попробуйте сами смоделировать ее по этим признакам.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена Приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. № 2783).

Вячеслав ОРЛОВ,
педагог-психолог
Лариса ГАЛЕЦКАЯ,
заместитель директора
по научно-методической работе,
с. Андрейково, Смоленская обл.

ЛИТЕРАТУРА

Для учителя:

1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. - М.: Первые шаги, 2004.

2. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. - М.: Ось-89, 2002.

3. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2005.

4. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.А. Для тебя и о тебе: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1991.

5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Первое сентября, 2004.

6. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. - М.: Генезис, 2004. - 48 с.

7. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - 2-е изд., исправл. - М.: Генезис, 2004. - 125 с.

8. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. - М.: Генезис, 2005. - 80 с.

9. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. - М.: Генезис, 2005. - 140 с.

10. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. - М.: Генезис, 2005. - 124 с.

11. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена Приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 г. № 2783).

12. Практика административной работы в школе. - 2003, № 6.

Для учащихся:

1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1991.

2. Резапкина Г.В . Я и моя профессия: Рабочая тетрадь учащегося. - М.: Генезис, 2005. - 80 с.