Компоненты профессиональной готовности. Профессиональная готовность специалиста Плюсы и минусы тестирования

Проблему готовности в разное время изучали такие отечественные ученые, как К.А. Абульханова-Славская, А.Д. Ганюшкин, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Я.Л. Коломинский, Н.Д. Левитов, Л.С. Нересян, К.К. Платонов.
Ряд исследователей (К.К. Платонов, И.К. Сергеев, В.В. Сериков) рассматривают готовность как цель и как конечный результат профессиональной подготовки, систему взаимосвязанных свойств и характеристик личности, установку на будущую профессиональную деятельность.
Готовность к профессиональной деятельности рассматривается многими исследователями (К.М. Дурай-Новакова, М.И. Дъяченко, М.В. Заворочай, Л.А. Кандыбович, Я.Л. Коломинский, В. А. Крутецкий, Ю.Т. Русаков, Н.Р. Скребнева) как многоуровневое и многоплановое системно-структурное личностное образование индивида.
Чаще всего выделяются такие компоненты готовности к профессиональной деятельности, как мотивационный (положительное отношение к будущей профессии), ориентационный (знания о профессии), операциональный (профессиональное мышление, совокупность умений и навыков), волевой (саморегуляция и управление поведением), оценочный (самооценка профессиональной подготовленности).
Мотивационный компонент профессиональной готовности включает потребности, интересы и мотивы профессиональной деятельности. Важными показателями сформированности данного компонента у студентов является наличие устойчивых мотивов и профессионально-ценностных ориентаций, обеспечивающих целенаправленное овладение деятельностью; потребность в творческом самовыражении.
Эмоционально-волевой компонент готовности предполагает сформированные в процессе профессиональной подготовки чувство ответственности за результат деятельности, навыки самоконтроля, умение управлять действиями в процессе деятельности, профессиональную честность и ответственность.
Операционно-действенный компонент профессиональной готовности предполагает формирование системы профессиональных знаний и комплекса умений, которые непрерывно поддерживаются и воспроизводятся при помощи актуализации профессиональных знаний, умений и навыков личности. Также данный компонент включает определенный уровень владения продуктивной деятельностью и творческими способами выполнения профессиональной деятельности.
Аксиологический компонент профессиональной готовности является результатом формирования профессиональной позиции как совокупности ценностных отношений студента к профессиональной деятельности, к себе как личности и профессионалу.
Анализ исследований по вопросу готовности к профессиональной деятельности позволяет сделать вывод о том, что профессиональная готовность специалиста является сложным, многоуровневым, системным, личностным образованием человека.
Соответственно, готовность к профессиональной деятельности – это формируемая в процессе деятельности и являющаяся результатом профессиональной подготовки система интегративных свойств и качеств личности; знаний, умений и навыков.
Готовность к профессиональной деятельности, определяемая на основе компетентностного подхода, рассматривается в работах В.И. Байденко, Н.Ф. Е.С. Заир-Бек, Л.С. Лисициной, А.П. Тряпицыной, А.В. Хуторского, О.В. Шемет.
В контексте компетентностного и культурологического подхода важными показателями профессиональной подготовки специалиста в сфере культуры являются профессиональная компетентность и профессиональная культура.
В материалах по модернизации высшего и среднего профессионального образования компетентностный подход рассматривается в качестве приоритетного концептуального положения. При этом под компетентностью понимается способность производить определенный вид работы. Такое понимание компетентности интегрирует когнитивные и деятельностные свойства личности.
Профессиональная компетентность определяется способностью к выполнению необходимых профессиональных действий и является показателем готовности специалиста к определенной профессиональной деятельности.
Исследованием вопроса профессиональной компетентности специалиста социально-культурной сферы в разные годы занимались А. Пинт (1969), Л.П. Матвиенко, Н.Ю. Арефина (1985), Ш.З. Санатулов (1993), М.А. Ариарский (2001-2008), П.П. Терехов (2003), Н.К. Бакланова (2003), Ю.Д. Красильников, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.А. Стрельцов.
Профессиональная компетентность, согласно позиции указанных выше авторов, это: а) системообразующее качество современного специалиста, которое состоит из содержательного, мотивационного и исполнительского компонентов (П.П. Терехов) ; б) система квалификационных характеристик специалиста, которой присущи такие качества, как «профессиональная целесообразность, индивидуально-творческий характер, оптимальность при выборе средств, необходимость сочетания профессиональной подготовки с общим развитием» (Н.К. Бакланова) ; в) матрица профессиональных знаний, умений и навыков в областях межличностного профессионального общения (учиться «быть», профессионального знания (учиться «знать») и деятельностного знания (учиться «делать») (В.П. Колесов) .
Н.К. Бакланова выделяет несколько принципиальных отличий специалистов культуры от специалистов других профессий: «профессиональная компетентность в сфере культуры; творческая одаренность, высокий уровень развития профессиональных способностей: организаторских, коммуникативных, педагогических, художественных и качеств, которые позволяют работать в сфере художественного творчества, эмоциональная отзывчивость, эстетический вкус, артистизм; высокие духовно-нравственные качества; доброжелательность и чуткость к людям, человечность, порядочность, честность, интеллигентность» .
А. Пинт изучая профессиональные качества, специалистов сферы культуры, придает огромное значение их духовному облику. За основу структуры профессиональных качеств он берет педагогические, психологические, организаторские и коммуникативные способности.
Л.П. Матвиенко считает, что базовыми компонентами профессиограммы специалиста сферы культуры являются организаторско-педагогические и информационно-проектировочные умения.
Позиций определения сущности истоков профессионализма специалистов социально-культурной сферы как совокупности коммуникативных навыков и умений придерживаются Н.Ю. Арефина и А. Панфилова. Коммуникативная компетентность, согласно их взглядам на эту проблему, включает в себя коммуникативные, персептивные и интерактивные умения.
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств М.А. Ариарский разработал комплексную модель профессиональной компетентности специалиста социально-культурной сферы, включающую образовательные и познавательные качества, организаторско-педагогические качества, коммуникативную компетентность, педагогическая компетентность, проектные свойства и качества личности, информационную культуру личности.
Таким образом, на основе уже существующих концепций профессиональной компетентности специалиста социально-культурной сферы был разработан комплекс профессиональных знаний и умений, который включает личностную, общепрофессиональную и специальную компетентности:
I. Специальная компетентность, включающая в себя психолого-педагогическую, организаторскую, управленческую, проектную, информационную, коммуникативную, поисково-социологическую, художественно-творческую компетентности. Также к этой области компетентности следует отнести специальные знания (например, технологии социально-культурного проектирования, вовлечения человека в мир культуры, информационно-просветительские, худоджественно-зрелищные методики).
II. Общепрофессиональная компетентность. Социально-трудовая, ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, политическая, межкультурная. Профессиональная эрудированность.
III. Личностная компетентность предполагает наличие определенных качеств и свойств личности: эмоционально-волевых, ценностно-мотивационных, гражданских. Сюда следует отнести профессиональное самосознание личности, отношение к труду, профессии, умственную и физическую дееспособность. Отдельно выделяются такие свойства личности, как духовность, верность профессии, развитое критическое и творческое мышление, инициативность, активность, гуманизм.
Изучение проблем профессиональной компетентности и готовности к профессиональной деятельности позволяет дать относительно полное определение данных понятий.
Профессиональная компетентность специалиста сферы культуры – это интегративная характеристика, включающая совокупность знаниевых, когнитивных, мотивационных, технологических составляющих, отражающих уровень его готовности к успешному выполнению профессиональной деятельности и степень готовности к профессиональному развитию и становлению.
Готовность к профессиональной деятельности – это цель и результат подготовки специалиста к выполнению профессиональных функций, овладение профессиональными компетентностями в процессе профессионального становления и развития специалиста сферы культуры.
Соответственно, готовность к профессиональной деятельности развивается в процессе формирования профессиональных компетенций. Процесс формирования профессиональных компетенций должен быть контролируемым, для чего используются критерии оценки сформированности.
Показателями, определяющими готовность к профессиональной деятельности специалистов сферы культуры, являются отношение к профессиональным ценностям; представления о профессиональной известных людей; степень сформированности социально значимых интересов и потребностей; опыт практической социально значимой деятельности; сформированность различных проявлений общей и профессиональной компетентности; способность устанавливать социальный контакт, работать в группе; опыт самопрезентации.

Литература

1. Терехов П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста в условиях модернизации непрерывного профессионального социокультурного образования / П. П. Терехов. – Казань: Издательство Казанского университета, 2003. – С. 10.
2. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Учебное пособие для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов/Н. К. Бакланова. – М.: МГУКИ, 2003. – С. 43–49, 80–81.
3. Колесов В.П. О классификации компетенций. Компетентностный подход к подготовке кадров/В. П. Колесов// Высшее образование сегодня. – № 2, 2006. – С. 20–22.

Одним из непременных условий эффективности профессиональной деятельности является профессиональная готовность специалиста, под которой понимают ту или иную степень соответствия содержания и состояния его психики и физического здоровья, качеств требованиям выполняемой деятельности. Известный советский психолог К. К. Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста - это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.

Профессиональная готовность специалиста является сложным, многоуровневым, разноплановым системным психическим образованием, прежде всего личностным образованием человека.

Вместе с тем профессиональная готовность предполагает наличие у специалиста соответствующего уровня физического здоровья, сформированности и развитости необходимых для успешной профессиональной деятельности физических качеств, наличие соответствующего уровня физической культуры личности. Это очевидно, поскольку любая профессиональная деятельность предполагает, что тот или иной уровень приложения человеком физических сил, физической энергии сопряжен с тратой не только психической, но и физической энергетики.

В профессиональной готовности специалиста целесообразно выделять две взаимосвязанные стороны, грани, разновидности (М. И. Дьяченко, А. М. Столяренко):

  • - предварительную, заблаговременную, потенциальную готовность как профессиональную подготовленность личности к соответствующей деятельности. Эта готовность специалиста включает в себя: систему достаточно устойчивых, статических компонентов, психических образований - знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, профессионально важных качеств, смыслов и ценностей личности, ее отношений, предпочтений и т.п., в целом определенный уровень профессионально необходимого потенциала личности;
  • - непосредственную, сиюминутную, ситуативную готовность как состояние соответствующей мобилизованности, функциональной настроенности психики специалиста на решение конкретных задач в соответствующих обстоятельствах и условиях. Эта сторона профессиональной готовности специалиста характеризуется высокой динамичностью, подвижностью и зависимостью от ситуативных обстоятельств, состояния психического и физического здоровья специалиста, морально-психологической атмосферы в коллективе, социальной среде и т.п.

Вполне очевидно, что непосредственная психологическая готовность выступает следствием актуализации предварительной, недостаточный уровень (либо отсутствие) которой снижает проявление первой. Предварительная, потенциальная, заблаговременная психологическая готовность является основой непосредственной, ситуативной. И потому подготовка специалиста выступает как процесс формирования у него достаточного для профессиональной деятельности уровня предварительной готовности его психики, устойчивых, статических компонентов его профессиональной подготовленности.

С другой стороны, даже достаточно хорошо подготовленный к решению профессиональных задач специалист в нужный момент может оказаться не мобилизован, не настроен на соответствующую деятельность, его психическая регуляция профессионального поведения и деятельности соответствующим образом может быть не актуализирована. В таком случае успешное осуществление деятельности будет невозможно либо она окажется малоэффективной.

Как видим, профессиональная готовность специалиста предполагает наличие у него соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности саморегуляции, самонастроя на соответствующую деятельность, умения мобилизовать свой профессиональный (духовный, личностный и физический) потенциал на решение поставленных задач в соответствующих условиях.

Во многих сферах жизни часто можно услышать про наличие или отсутствие какой-либо квалификации. Из статьи можно узнать, что квалификация - это понятие очень широкое и даже его термин имеет два основных перевода.

Значение понятия

С английского языка термин переводится как «качество», что означает степень проявляемых достоинств. В более древнем переводе (с латинского) слово "квалификация" - это сочетание слов «какой» и «делать». Иначе говоря, насколько хорошо то, что делается.

В зависимости от области применения, термин означает оценку степени качества или же предусмотренные уровни.

Типы квалификации

Квалификация - это довольно обширное понятие. Существуют различные ее типы, выделяемые в зависимости от сферы применения:

  • в образовании это - уровень подготовки тех, кто закончил учебное заведение (среднее или высшее);
  • в трудовых отношениях - уровень проявления профессиональных качеств, степень пригодности к определенным требованиям;
  • в спорте - предварительные (отборочные) соревнования;
  • в уголовном праве - оценка конкретного общественно-опасного действия.

Помимо разделения по сфере применения, различают квалификацию работника и работы.

Квалификация работника

Для работника квалификация - это степень его обученности в профессиональном смысле. Другими словами, это уровень его подготовки, наличие опыта, теоретических и практических навыков для выполнения определенного вида деятельности. Чаще всего квалификация устанавливается в виде категории или разряда.

Работник имеет право пройти курсы повышения квалификации и получить после этого более высокую категорию или разряд. От этого повысится и его заработная плата. Но если сотрудник не сможет подтвердить имеющуюся категорию, работодатель будет иметь право понизить ее и даже разорвать трудовой договор.

Процедура определения уровня подготовки профессионала имеет свои особенности в каждой отдельной стране. Они прописаны в трудовом законодательстве.

Квалификация работы

Данная характеристика устанавливается в зависимости от степени сложности, ответственности работника во время выполнения трудовых обязанностей. Определяется она соответственно с существующими записями о тарифно-квалификационных разрядах, которые относятся к конкретной специализации.

Что такое квалификация работы и почему она важна? Ею пользуются при установлении тарифных ставок и окладов, от которых начисляется заработная плата. Простыми словами, от квалификации зависит оплата труда.

Профессиональная квалификация

Так называют профессиональную подготовку работника, которому предстоит выполнять определенный вид деятельности. Работа требует той или иной квалификации, определяемой в зависимости от ее предполагаемой сложности и необходимого качества выполнения.

Чаще всего существуют следующие ступени:

  • начальное профессиональное образование позволяет быть рабочим;
  • среднее образование - техником;
  • высшее - специалистом.

Среди рабочих специальностей существует 6 разрядов, которые прописаны в специальной сетке. Как правило, профессиональные училища выпускают рабочих 3-4 разряда.

Для педагогов существует своя сетка. Так после окончания высшего учебного заведения педагог вступает в должность специалистом и работает без категории. Далее он может повысить ее до 2-й, 1-й, высшей. Последней квалификационной ступенью в педагогике является категория учитель-методист.

У служащих своя сетка. Она состоит из 18-ти разрядов.

Не стоит забывать, что в реальных условиях труда квалификация по сетке не всегда соответствует настоящему мастерству. Помимо повышения квалификации, у работника должно присутствовать чувство ответственности, профессионального долга, гражданская зрелость.

Одним из непременных условий эффективности профессио­нальной деятельности является профессиональная готовность спе­циалиста, под которой понимают ту или иную степень соответ­ствия содержания и состояния его психики и физического здоро­вья, качеств требованиям выполняемой деятельности. Известный советский психолог К. К. Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста - это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению со­ответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.

Профессиональная готовность специалиста является сложным, многоуровневым, разноплановым системным психическим обра­зованием, прежде всего личностным образованием человека.

Вместе с тем профессиональная готовность предполагает на­личие у специалиста соответствующего уровня физического здо­ровья, сформированности и развитости необходимых для успеш­ной профессиональной деятельности физических качеств, наличие соответствующего уровня физической культуры личности. Это оче­видно, поскольку любая профессиональная деятельность предпо­лагает, что тот или иной уровень приложения человеком физи­ческих сил, физической энергии сопряжен с тратой не только психической, но и физической энергетики.

В профессиональной готовности специалиста целесообразно выделять две взаимосвязанные стороны, грани, разновидности (М.И.Дьяченко, А.М.Столяренко):

предварительную, заблаговременную, потенциальную готовность как профессиональную подготовленность личности к соответству-

Глава написана совместно с Ю. В. Прошуниной. 458

ющей деятельности. Эта готовность специалиста включает в себя: систему достаточно устойчивых, статических компонентов, пси­хических образований - знаний, умений, навыков профессио­нальной деятельности, профессионально важных качеств, смыс­лов и ценностей личности, ее отношений, предпочтений и т.п., в целом определенный уровень профессионально необходимого потенциала личности;

непосредственную, сиюминутную, ситуативную готовность как состояние соответствующей мобилизованности, функциональной настроенности психики специалиста на решение конкретных за­дач в соответствующих обстоятельствах и условиях. Эта сторона профессиональной готовности специалиста характеризуется вы­сокой динамичностью, подвижностью и зависимостью от ситуа­тивных обстоятельств, состояния психического и физического здоровья специалиста, морально-психологической атмосферы в коллективе, социальной среде и т. п.

Вполне очевидно, что непосредственная психологическая го­товность выступает следствием актуализации предварительной, недостаточный уровень (либо отсутствие) которой снижает про­явление первой. Предварительная, потенциальная, заблаговре­менная психологическая готовность является основой непосред­ственной, ситуативной. И потому подготовка специалиста в вузе выступает как процесс формирования у него достаточного для профессиональной деятельности уровня предварительной готов­ности его психики, устойчивых, статических компонентов его профессиональной подготовленности.

С другой стороны, даже достаточно хорошо подготовленный к решению профессиональных задач специалист в нужный момент может оказаться не мобилизован, не настроен на соответствующую деятельность, его психическая регуляция профессионального по­ведения и деятельности соответствующим образом может быть не актуализирована. В таком случае успешное осуществление деятель­ности будет невозможно либо она окажется малоэффективной.

Как видим, профессиональная готовность специалиста пред­полагает наличие у него соответствующего уровня профессиональ­ной компетентности, профессионального мастерства, а также способности саморегуляции, самонастроя на соответствующую де­ятельность, умения мобилизовать свой профессиональный (ду­ховный, личностный и физический) потенциал на решение по­ставленных задач в соответствующих условиях.

Ведущей и наиболее сложной стороной профессиональной го­товности специалиста является психологическая - профессиональ­ная готовность психики специалиста. Это та или иная степень под­готовленности и настроенности психики, духовных сил спе­циалиста на решение профессиональных задач, исполнение своих функциональных обязанностей.

Основными компонентами профессиональной готовности пси­хики специалиста выступают:

ориентировочный, интеллектуально-познавательный. Этот ком­понент включает в себя определенный уровень профессиональ­ного развития познавательной сферы личности специалиста: про­фессионального восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания. В совокупности это составляет интеллектуально-позна­вательную готовность личности специалиста;

побудительный, потребностно-мотивационный, определяющий профессиональную направленность личности и силу прилагаемых ею усилий, степень усердия в деятельности (мотивационная го­товность). Базовыми основаниями мотивационной готовности специалиста являются понимание смысла своей профессии, спе­циальности, позитивное отношение к ней, необходимый уро­вень самооценки и притязаний в деятельности. В условиях вуза при подготовке специалиста мотивационная готовность к профессиональной деятельности проявляется в реальной моти­вационной ориентированности студентов на профессиональное и личностное развитие и саморазвитие в образовательном про­цессе;

исполнительный, включающий в себя профессиональное ма­стерство (совокупность профессионально важных качеств, знаний, умений, навыков, привычек профессионального поведения), не­обходимый уровень развития профессионально важных способ­ностей и волевой подготовленности специалиста, его способно­сти саморегуляции поведения и деятельности - операционально-деятельностная готовность.

Ядро профессиональной готовности специалиста составляют профессиональная направленность личности и профессиональное мастерство.

Особую роль в профессиональной готовности современного специалиста играет его коммуникативная готовность. Такая готов­ность предполагает наличие у профессионала достаточного уров­ня развития умений и навыков конструктивного и эффективного контактного взаимодействия с людьми, с профессиональной сре­дой, профессионального общения с сотрудниками и руководите­лями, готовности идти на деловое и личностное взаимодействие с коллегами по работе и способности устанавливать, поддержи­вать и развивать такое взаимодействие.

Коммуникативная готовность личности возможна лишь при достаточном уровне речевой культуры человека, его умении пра­вильно пользоваться словом, языком. Речевая культура личности - важный показатель уровня развития культуры ее мышления, а про­фессионально-речевая культура специалиста - показатель развития его профессионального мышления. Вот почему развитие общей и профессиональной речевой культуры при подготовке специалис-

тов является одним из неотъемлемых условий их личностного и профессионального становления.

Коммуникативная готовность специалиста предполагает раз­витие у него эмпатийности, доброжелательности, общительно­сти, чувства товарищества, коллективизма, готовности и способ­ности в своем взаимодействии с коллегами не создавать ненужной напряженности во взаимоотношениях, умений правильно разре­шать возникающие трудности, коллизии в отношениях сотрудни­ков, коллег по работе.

Важным условием успешности деятельности специалиста вы­ступают его готовность и способность к профессиональному и лич­ностному самоутверждению, его соответствующая активность в этом направлении; стремление наиболее полно и всесторонне ре-ализовывать себя как при решении профессиональных задач, так и во взаимоотношениях с сотрудниками, коллегами по работе. Успешность такого самоутверждения специалиста во многом за­висит от его желания и стремления добиться успеха, от его уста­новки на успех, от готовности к успеху.

В современной психологии есть немало разработок, посвящен­ных проблеме успеха (см. список рекомендованной литературы). Под успехом принято понимать удачное достижение желаемой цели. Ощущение человеком успешности решаемого дела зависит от двух решающих обстоятельств: фактического результата и уровня его притязаний (УП) в данной ситуации, которые выступают фор­мой выражения тех целей, которые человек ставил в своей дея­тельности.

Формула успеха может быть представлена следующим образом:

Результат УП

Как видим, при одном и том же результате успех может быть разным (например, высоким, средним или низким) либо вооб­ще отсутствовать, что зависит от целей, которые ставил человек. И наоборот, при одном и том же уровне притязаний личности успех будет разным в зависимости от результата деятельности.

В достижении успеха профессиональной деятельности веду­щую роль играют личностные особенности специалиста. Из всего многообразия личностных параметров, необходимых для дости­жения жизненного успеха, В. Крофорд (см.: Три кита успеха. - СПб., 1997), опираясь на идеи Конфуция, высказанные в книге «Беседы и суждения», выделяет доброжелательность, мудрость и смелость. Автор разработал интересную методику для определе­ния того, чего человеку не хватает для достижения успеха в де­лах. Очевидно, что для достижения успеха современному

специалисту наряду с выделенными тремя китами успеха необхо­дим также соответствующий уровень и профессионального мас­терства.

В современных исследованиях выделяют следующие основные психологические предпосылки достижения успеха:

приобрести уверенность в себе;

активизировать сильную мотивацию достижения;

твердо знать то, чего хотите добиться;

иметь ясный план действий, позитивную настроенность на

дело, уверенность в успехе;

важно каждое препятствие превращать в трамплин для про­движения к цели;

необходимо видеть удачи, частные успехи и испытывать при

этом ощущения радости и счастья.

Особую роль в успешности профессиональной деятельности играет сильная мотивация достижения успеха. Исследования по­казали тесную связь между уровнем мотивации достижения и успехом в жизни и деятельности человека. Люди с высоким уров­нем мотивации достижения более уверены в успешном исходе дела, активнее ищут необходимую для этого информацию, гото­вы принять ответственное решение, более решительны, настой­чивы, инициативны и чаще проявляют творчество в неопреде­ленных ситуациях. В большей степени ориентированы на успех (и чаще добиваются успеха) интерналы (по сравнению с экстер-налами).

Любая деятельность имеет стрессовый, а некоторые (воинская, спортивная, журналистика, полеты в космос, испытание летатель­ных аппаратов и др.) - особо стрессовый характер. При подго­товке современного специалиста крайне необходимо формиро­вать у него высокую стрессоустойчивость, готовность и способность успешно действовать в стрессовых обстоятельствах, уметь управлять своими психическими состояниями, использовать соответствую­щие психологические защиты.

Практика показывает, что специалист может и не проявить соответствующего уровня своего мастерства, профессионализма, если он не подготовлен действовать в затрудненных условиях, при воздействии на него стрессовых, экстремальных обстоятельств про­фессионального, социального, экологического и другого характера. И потому необходимым условием профессиональной готовности специалиста является психологическая готовность, которая харак­теризуется соответствующим уровнем устойчивости его психики к воздействию стрессовых обстоятельств, адаптивности личности, ее достаточной стрессозащищенностью, уверенности специали­ста в своих силах и возможностях, в целом соответствующим уров­нем надежности его психики.

Рассмотренные слагаемые профессиональной готовности „ г

ВОКУПНОСТИ СОСТаВЛЯЮТ ТОТ ИЛИ ИНОЙ VDOBem mwA °"

личности специалиста. Уровень профессионализма

Современные представления о профессионализме на™™

смотренными аспектами включают также творческий W Успешность профессиональной деятельности современног

циалиста во многом зависит от его способности hSS

готовности к поиску видению и й П2

цалиста во многом зависит от его способност готовности к поиску, видению и решений новьП жизнью, общественной практикой задач Высокий S^ нализм современного специалиста предполагает н^ичиетвооче" ского начала в его труде, смелости в поиске новых ггу^ей следе™"

^/TMSS задач как =

но действовать на современном рынке труда вностью У спе ш-Вместе с тем важными слагаемыми профессиональной гот™ ности специалиста являются его профессионятт^о „ £ Диция, профессиональное мировоззрение^ неХодимыйТ Э?У " социального развития и соц/альной зр" ОСТ ^^лГн 0С ти "Г листа позволяющий ему правильно ориентироваться I

Г1Г^=Г СКОЙ ПРаВ ° В0Й

психики, сознания, организма к жизнедеятельности в цело»Гп„^ этом частьк> основной и базовой, определяющей успешГстье?"

^* W? дамографической обстановки на Земле ле мографический взрыв- jcmjic , де-

Усиление адаптационного по-

Наряду с этим одним из направлений работы по повышению жизнестойкости современного специалиста являются его валео-логическая подготовленность, его готовность и способность прояв­лять квалифицированную заботу о своем физическом и психиче­ском здоровье.

Практика показывает, что характерным для подавляющего боль­шинства населения нашего социума, и в этом отношении квали­фицированные работники, специалисты не исключение, являют­ся низкая культура отношения к своему здоровью, низкая культура образа жизни, поддержания и укрепления психического и физи­ческого здоровья.

В связи с этим валеологическое воспитание специалистов, все­го населения предполагает решение прежде всего следующих про­блем:

1) изменение отношения к своему здоровью, формирование позитивно-конструктивного отношения к нему;

2) проведение комплекса мер по поддержанию и укреплению психического и физического здоровья.

Среди комплекса мер по поддержанию и укреплению здоровья человека особую роль играют:

коррекция имеющихся у индивида негативных комплексов, привычек, установок и т.п., разрушительно влияющих на психи­ку и организм человека;

повышение стрессоустойчивости и психологической защи­щенности человека от негативного влияния среды на его орга­низм и психику;

обеспечение здорового образа жизни, высокой культуры труда.

Интересный подход к решению этой проблемы предлагает В. М. Шепель. Среди основных направлений этой деятельности в первую очередь он выделяет такие:

а) самоорганизация труда, личная организованность, рацио­нальное распределение рабочего времени, правильное оборудо­вание рабочего места;

б) правильная организация личной жизни. Очень важно, что­бы личная жизнь была упорядочена, наполнена смыслом и соот­ветствовала требованиям поддержания и сохранения психиче­ского и физического здоровья человека. Личная жизнь носит оздоровительный характер, когда человек отказывается от вред­ных привычек, и прежде всего от алкоголя и курения, осуществ­ляет продуманное и сбалансированное питание (умеренное структурированное по содержанию, раздельное, акцентное), обеспечивает себе благотворный интим, создающий ощущение счастья, уюта семейной жизни, радости родительских отноше­ний, удовлетворения сексуальными отношениями (подробнее см.: Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М., 1992).

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте понимание профессиональной готовности специалиста.

2. Проанализируйте основные виды профессиональной готовности специалиста и покажите их взаимосвязи.

3. Что вы понимаете под психологической готовностью специалиста к профессиональной деятельности? Раскройте ее структуру.

4. Раскройте содержание основных компонентов психологической го­товности специалиста к профессиональной деятельности.

5. Обоснуйте психологические предпосылки достижения успеха в про­фессиональной деятельности специалиста.

6. Что вы понимаете под профессионализмом личности современного специалиста? Раскройте его слагаемые.

7. Обоснуйте необходимость подготовки современных специалистов в вопросах безопасности жизнедеятельности.

8. Раскройте понимание и необходимость валеологической подготов­ки современного специалиста.

Психология

Основная

Абрамова Г. С. Практическая психология. - Екатеринбург, 1998.

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. - М., 1990.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. - М, 1995.

Адлер X . НЛП: современные психотехнологии. - СПб., 2000.

Андреева Г. М. Психология социального познания. - М., 1997.

Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1988.

Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная соци­альная психология на Западе: (Теоретические направления). - М., 1970.

Аниупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М., 1999.

Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психоло­гию: Пер. с англ. - М., 1998.

Асмолов А. Г., Ковальчук М. А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М., 1977.

Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? - М., 1992.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1990.

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997.

Бородкин Ф., Коряк Н. Внимание: конфликт. - Новосибирск, 1989.

Бороздина Г. В. Психология делового общения. - М., 1999.

Браун Л. Имидж - путь к успеху. - СПб., 1996.

Брэй Р. Как жить в ладу с собой и миром? - М., 1992.

Вундт В. Проблемы психологии народов. - М., 1912.

Голизик Э. Преодоление стресса за 60 секунд. - М., 1995.

Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., 1995.

Гриндлер Дж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. - Воронеж, 1995.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - Л., 1987.

Дольник В. Р. Вышли мы все из природы. - М., 1996.

Донцов А. И. Психология коллектива. - М., 1985.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М., 1996.

Дружинин В. Психология семьи. - М., 1996.

Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1997.

Ершов П. М. Потребности человека. - М., 1990.

Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.

Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. - Ростов н/Д, 1998.

Зимичев A . M . Психология политической борьбы. - СПб., 1993.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М., 2000.

Ильин Е. П. Мотивация поведения. - СПб., 2000.

Кан-Калик В. А.

Катаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М., 1983.

Каширин В. П. Основы психологии и педагогики. - Йошкар-Ола, 1998.

Каширин В. П. Самоутверждение курсантов: (Социально-психологиче­ский анализ). - М., 1984.

Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы ру­ководства. - М., 1978.

Корнелиус X ., Феир Ш. Выиграть может каждый. - Пермь, 1992.

Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес. - М., 1995.

Крегер О., Тьюсон Дж. М. 16 дорог любви. - М., 1995.

Крижанская Ю. С, Третьяков В. П. Грамматика общения. - Л., 1990.

КриулинаА.А. Психология общения. - Курск, 1993.

Кричевский Р.Д., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М., 1991.

Крофорд В. Три кита успеха. - СПб., 1997.

Крысъко В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. - М., 1998.

Курс для высшего управленческого персонала. - М., 1970.

Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М.; Нальчик, 1996.

Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психо­логическая война. - М., 1999.

Литвак М. Е. Если хочешь быть счастливым. - Ростов н/Д, 1997.

Литвак М. Е. Психологический вампиризм: Анатомия конфликта. - Ростов н/Д, 1997.

Лихачев Б. Т. Педагогика. - М., 1995.

МайерсД. Социальная психология. - СПб., 1997.

Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 8т. - М., 1983.-Т. 1.

Масару Ибука. После трех уже поздно. - М., 1992.

Масляев О. И. Психология личности. - М., 1997.

Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.

Мудрик А. В. Воспитание старшеклассников. - М., 1976.

Немое Р. С. Психология. - М., 1994. - Кн. 1, 2, 3.

Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. - СПб., 2000.

Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1977.

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб., 2000.

Панасюк А. Ю. Управленческое общение? - М., 1990.

Парыгин Б. Д. Основы социальной психологической теории. - М., 1971.

Парыгин Б. Д. Социальная психология. - СПб., 2000.

Петровский А. В. Личность в психологии. - Ростов н/Д, 1996.

Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллекти­ва. - М., 1978.

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. - М., 2000.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. - М., 1979.

Практическая психология в образовании / Под ред. И.В.Дуброви­ной. - М., 1997.

Прикладные проблемы социальной психологии. - М., 1983.

Пронников В. А., Ладанов И. В. Язык и мимика жестов. - М., 1998.

Психологическая наука в России XX столетия: Проблемы теории и истории. - М., 1997.

Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Яро-шевского. - М., 1990.

Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб. 2000.

Романова Е. С, Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защи­ты. Генезис. Функционирование. Диагностика. - Мытищи, 1996.

Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. - М.; Новосибирск, 1997.

Руденский Е.В. Социальная психология. - М.; Новосибирск, 1997.

Рыбаков М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процес­се. - М., 1991.

Сандомирский М. Е. Как справиться со стрессом. - Воронеж, 2000.

Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. - М., 2000.

Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. - Киев, 1991. - Вып. 2.

Сластенин В. А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. - М., 1996.

Собчак Д. Н. Введение в психологию индивидуальности. - М., 1998.

Сосновский Б. А. Мотив и смысл. - М., 1993.

Социальная и военная психология. - М., 1990.

Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина. - Л., 1979.

Социальная психология и этика делового общения. - М., 1995.

Социальная психология личности. - М., 1983.

Социальная психология личности. - М., 1979.

Социальная психология личности в вопросах и ответах. - М., 1999,

Стивене Дж. Приручи драконов: Как обратить свои недостатки в до­стоинства. - СПб., 1996.

СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д, 1997.

СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии: Практикум. - Ростов н/Д, 2000.

Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. - М., 1982.

Таусенд Р. Секреты управления. - М., 1991.

Черепанова Е. Психологический стресс. - М., 1997.

Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995.

Шепелъ В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М., 1992.

Шепель В. М. Секреты личного обаяния. - М., 1994.

Шепель В. М. Управленческая антропология. - М., 2000.

Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1989.

Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. - М., 1993.

Филатова Е. С. Соционика в портретах. - Новосибирск, 1996.

Фромм А. Азбука для родителей. - Л., 1991.

Хекгаузен X . Мотивация и деятельность. - М., 1986. - Т. 1.

Холл С, Линдсей Г. Теории личности. - М., 1999.

Юнг К. Психологические типы. - М., 1992.

Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985.

Дополнительная

Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1986.

Гуленко В. В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика - межотрасле­вой педагогике. - Новосибирск, 1997.

Дейкер X , Фрейда Н. Национальный характер и национальные сте­реотипы // Современная зарубежная этнопсихология. - М., 1979.

Дерябко С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. - М., 1998.

Дэна Д. Преодоление разногласий. - СПб., 1994.

Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. - М., 1985.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М., 1989.

Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: Микроструктура об­щения. - М., 1993.

Лабунская В. А. Невербальное поведение // Социально-перцептивный подход. - Ростов н/Д, 1986.

Диксон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. - СПб., 1997.

Межличностное восприятие в группе. - М., 1987.

Мелибруда Б. Я - Ты - Мы. - М., 1986.

Павлов К. В. Ваш психологический тип. - Киев, 1996.

Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологи­ческий тренинг. - М., 1989.

ПизА. Язык телодвижений. - Новгород, 1992.

Психология масс. - Самара, 1998.

Психология толп. - М., 1998.

Рабочая книга социолога. - М., 1976.

Рудестам К. Групповая психотерапия. - М., 1990.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения лично­сти / Под ред. В. А.Ядова. - Л., 1979.

Тард Г. Социальные этюды. - СПб., 1902.

Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. - М., 1995.

Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого Я // Избран­ное. - М., 1990. - Кн. 1.

Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. - М., 1995.

Хорни К. Ваши внутренние конфликты. - СПб., 1997.

Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - М., 1992.

Педагогика

Основная

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.

Бабанский Ю. К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М.Ю.Бабанский. - М., 1989.

Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М., 1986.

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

Васильев Ю. В. Педагогическое управление в школе: Методология, те­ория, практика. - М., 1990.

Васильев Ю. К. Экономическое образование и воспитание учащихся. - М., 1983.

Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред Т.И.Шамовой. -М., 1991.

Газман О. С, Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. - М., 1992.

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. - М., 1972.

Джуринский А. Н. Зарубежная школа: Современное состояние и тен­денции развития. - М., 1993.

Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990.

Зайцева Л.В., Земляченко СВ. Управление инновационным образова­тельным учреждением в режиме функционирования и развития. - М., 1997.

Зверева В. П. Образовательная программа школы: Структура, содер­жание, технология разработки. - М., 1998.

Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 1992.

Ибрагимов Г.-Г. И. Формы организации обучения в педагогике и шко­ле. - Казань, 1994.

Ильенко Л. Новые модели методической службы в общеобразователь­ных учреждениях. - М., 1998.

Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-пе­дагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 1993.

Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.

Каптерев П. Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. / Под ред. А.М.Арсеньева. - М., 1989.

Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - ос­нова целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 1993.

Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. - М., 1999.

Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989.

Конаржевский Ю.А. Формирование педагогического коллектива. - М., 1997.

Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обще­стве. - М., 1991.

Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной пе­дагогики. - Ростов н/Д, 1994.

Краевский В. В. Методология педагогического исследования. - Сама­ра, 1994.

Левитан К. М. Личность педагога: Становление и развитие. - Саратов, 1991.

Лихачев Б. Т. Педагогика. - М., 1992.

Лихачев Б. Т. Педагогика. - М., 1995.

Макаренко А. С. Изб. пед. соч.: В 2 т. - М., 1977. - Т. 1.

Морозова Т. В. Диагностика успешности учителя. - М., 1997.

Маркова А. К., Патис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации уче­ния. - М., 1990.

Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. - М., 1993.

Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 2000.

МудрикА.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. - М., 1986.

Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. - М., 1978.

Новикова Л. И. Школа и среда. - М., 1985.

Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского - М., 1990.

Онищук В. А. Урок в современной школе. - М., 1981.

Опыт разработки концепций воспитания / Под ред. Е.В.Бондарев-ской. - Ростов н/Д, 1993. - Ч. 1, 2.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зазюна. - М., 1989.

Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского. - М., 1988.

Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996.

Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. - М., 1997.

Педагогический поиск/ Сост. И.Н.Баженова. - М., 1990.

Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова. - М., 1990.

Профессиональная культура учителя / Под ред. В. А. Сластенина. - М., 1993.

Пряникова В. Г. Интернациональное воспитание школьников. - М., 1987.

Развитие организаторских способностей руководителей школ / Отв. ред. Б.М.Чарный. - Пермь, 1990.

Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюш-кина. - М., 1991.

Развитие, социализация и воспитание личности: Региональная кон­цепция / Коллектив авторов под рук. Е. Н. Шиянова. - Ставрополь, 1993.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

Система работы с одаренными детьми / Под ред. Н. И. Гарипова. - Уфа, 1993. - Ч. 1, 2.

Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо­гии: Психология человека. - М., 1995.

Соколов В. Н. Педагогическая эвристика. - М., 1995.

Стефановская Т. А. Педагогика: Наука и искусство. - М., 1998.

Стоуне Р. Психопедагогика. - М., 1985.

Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива// Избр. пед. соч.: В 3 т. - М., 1981. - Т. 3.

Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. - М., 1979.

Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. - М., 1971.

Управление в образовании: Проблемы и подходы: Практическое ру­ководство / Под ред. П.Карстанье, К.Ушакова. - М., 1995.

Ушинский К.Д. Три элемента школы // Пед. соч.: В 6 т. - М., 1988. - Т. 1.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: В 11 т. - М., 1950.-Т. 8.

Философия образования для 20-го века. - М., 1992.

Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему: Развитие ребенка и его отно­шений с окружающими. - М., 1992.

Франки В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. - М., 1995.

Шамова Т. И. Активизация учения школьников. - М., 1982.

Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контек­сте отечественных теорий личности. - Ростов н/Д, 1995.

Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. - М., 1993.

Щедровицкий Г. П. и др. Педагогика и логика. - М., 1993.

Щукина Г. И.

Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познаватель­ных интересов учащихся. - М., 1988.

Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д.Зверева, Т. И. Суравегиной. - М., 1983.

Дополнительная

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактиче­ский аспект. - М., 1977.

Баранов СП. Сущность процесса обучения. - М., 1986.

Белкин А. С. Ситуация успеха: как ее создать. - М., 1992.

Богданов О. С, Черепкова СВ. Нравственное воспитание старшекласс­ников. - М., 1988.

Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. - М., 1993.

Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. - СПб., 1992.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1987.

Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса. - М., 1989.

Занков Л. В. Дидактика и жизнь. - М., 1968.

Зотов Ю.Б. Организация современного урока. - М., 1984.

Иванова И. П. Воспитывать коллективистов. - М., 1982.

Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный про­цесс). - М., 1984.

Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обуче­ния. - М., 1979.

Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.

Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обуче­ния.-Л., 1976.

Ковалев А. П. Педагогические системы: Оценка текущего состояния и управление. - Харьков, 1990.

Кон И. С. Ребенок и общество. - М., 1988.

Коротов В.М. Воспитывающее обучение. - М., 1980.

Коротов В.М. Самоуправление школьников. - М., 1976.

Куписевич Ч. Основы общей дидактики. - М., 1986.

Лихачев Б. Т. Воспитательные аспекты обучения. - М., 1979.

Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 1987.

Луначарский А. В. О народном образовании. - М., 1958.

Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном про­цессе современной школы. - М., 1987.

Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1977.

Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т. И.Шамовой. - М., 1992.

Mud M . Культура и мир детства. - М., 1988.

Мочалова Н.М., Мочалова О. Б. Технологический подход в обучении школьников. - Казань, 1997.

Мудрик А. В. Социализация и смутное время. - М., 1991.

Йеменский Б. М. Мудрость красоты. - 2-е изд. - М., 1987.

Немое Р. С, Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. - М., 1988.

Никитин А. Ф. Педагогика прав человека. - М., 1993.

Особенности обучения и психическое развитие школьников 13-17 лет/ Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1988.

О человеческом в человеке / Под ред. И.Т.Фролова. - М., 1991.

Ребутовская Е. Возрастная динамика познавательного интереса. - М., 1998.

Саймон Б. Общество и образование. - М., 1989.

Сокольников Ю.П. Системный подход в воспитании. - М., 1988.

Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического вос­питания. - М., 1988.

Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1975.

Ученическое самоуправление в школе сегодня и завтра: Книга для учителя / В.Е.Турин, В.Б.Поленов и др. - Киев, 1989.

Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьни­ков. - М., 1983.

Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления. - М., 1990.

Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.

Одним из непременных условий эффективности профессиональной деятельности является профессиональная готовность специалиста, под которой понимают ту или иную степень соответствия содержания и состояния его психики и физического здоровья, качеств требованиям выполняемой деятельности. Известный советский психолог К.К.Платонов отмечал, что профессиональная готовность специалиста – это субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.

Чаще всего выделяются такие компоненты готовности к профессиональной

деятельности, как мотивационный (положительное отношение к будущей профессии),

ориентационный (знания о профессии), операциональный (профессиональное мышление,

совокупность умений и навыков), волевой (саморегуляция и управление поведением),

оценочный (самооценка профессиональной подготовленности).

Мотивационный компонент профессиональной готовности включает потребности,

интересы и мотивы профессиональной деятельности. Важными показателями

сформированности данного компонента у студентов является наличие устойчивых

мотивов и профессионально-ценностных ориентаций, обеспечивающих целенаправленное

овладение деятельностью; потребность в творческом самовыражении.

Эмоционально-волевой компонент готовности предполагает сформированные в

процессе профессиональной подготовки чувство ответственности за результат

деятельности, навыки самоконтроля, умение управлять действиями в процессе

деятельности, профессиональную честность и ответственность.

Операционно-действенный компонент профессиональной готовности предполагает

формирование системы профессиональных знаний и комплекса умений, которые

непрерывно поддерживаются и воспроизводятся при помощи актуализации

профессиональных знаний, умений и навыков личности. Также данный компонент

включает определенный уровень владения продуктивной деятельностью и творческими

способами выполнения профессиональной деятельности.

Аксиологический компонент профессиональной готовности является результатом

формирования профессиональной позиции как совокупности ценностных отношений

студента к профессиональной деятельности, к себе как личности и профессионалу.

Анализ исследований по вопросу готовности к профессиональной деятельности

позволяет сделать вывод о том, что профессиональная готовность специалиста является

сложным, многоуровневым, системным, личностным образованием человека.

Соответственно, готовность к профессиональной деятельности – это формируемая

в процессе деятельности и являющаяся результатом профессиональной подготовки

система интегративных свойств и качеств личности; знаний, умений и навыков.

Профессиональная компетентность определяется способностью к выполнению

необходимых профессиональных действий и является показателем готовности

специалиста к определенной профессиональной деятельности.

Готовность к профессиональной деятельности – это цель и результат подготовки

специалиста к выполнению профессиональных функций, овладение профессиональными

компетентностями в процессе профессионального становления и развития специалиста.

Соответственно, готовность к профессиональной деятельности развивается в

процессе формирования профессиональных компетенций. Процесс формирования

профессиональных компетенций должен быть контролируемым, для чего используются

критерии оценки сформированности.