Что такое.  табу это что такое табу: определение — психология.нэс Какое табу

Многим кажется, что современное общество лишено табу. Ничто не истинно, все разрешено. Остались ли темы, которые вызывают у людей неприятие и возмущение? Появились ли новые запреты, которых не существовало раньше? Какие существуют примеры табу в современном обществе?

Традиционный смысл табу

Табу означает строгий запрет на какое-либо действие, так как оно считается священным или несет в себе проклятье. Это нечто принадлежащее богам, недоступное простым смертным.

Термин ученые взяли из полинезийской культуры, но сама система наблюдалась у всех народов в том или ином своем проявлении.

На более поздней ступени развития общества запреты связывались с суевериями и приметами. Особенно такие ограничения были распространены в крестьянской среде. Так, нельзя было произносить вслух названия болезней, чтобы не навлечь их на себя.

Табу в Полинезии

Обитатели островов создали систему норм и ограничений, чтобы защитить то, что для них свято. Под запретом были тотемы, вещи в храмах, некоторые птицы, звери, растения, воды священных рек. Что-то нельзя было трогать, о чем-то говорить, кое-что употреблять в пищу.

Запреты распространялись и на тех, кто имеет прямую связь с богами. Все, до чего дотрагивался вождь, переходило в его собственность. Будь то дом, в который он входил, или любой ценный предмет.

Простые люди не имели права смотреть в глаза местной знати. Под страхом проклятья нельзя было перечить этим «наместникам богов».

Когда местное население увидело, что европейцы свободно нарушают их табу, и за этим не следует никакой небесной кары, многие полинезийцы начали нарушать свои запреты.

Современное понимание табу

Сегодня слово «табу» больше не имеет сакрального смысла и может рассматриваться как любой запрет, нарушение которого несет вред обществу. Хотя какой именно вред, не всегда ясно.

Так как табу - это результат развития общества, то они легко могут меняться со временем. В начале двадцатого века существовало табу на курение для женщин. Сейчас мы можем только пожать плечами, услышав про такой запрет.

По Фрейду, табу становится запретом после того, как оно было нарушено. Психоаналитик утверждал, что у человека в подсознании всегда живет желание сломать запреты и отдаться природным инстинктам. Примером табу в таком понимании является инцест. В животном мире это обычное дело, а у людей строго запрещено с древнейших времен.

Примеры табу, в современном обществе воспринимаемые как нечто обыденное или хотя бы не шокирующее:

  • сексуальная жизнь;
  • обнаженность;
  • функции человеческого организма;
  • убийство человека.

Развитие СМИ повлияло на то, что многие темы стали приемлемыми. Так, разговоры о сексе с 60-х годов прочно вошли в повседневную жизнь. Обнаженные тела мелькают на экранах, в ток-шоу обсуждаются интимные нюансы.

Примеры табу, которые потеряли актуальность - сексуальная связь до брака и матери-одиночки. В отличие от прошлых веков, эти реалии не вызывают ни у кого осуждения.

Табу на убийство все еще существует. Но во время войн его нарушение оправдывается и поощряется.

Также у людей могут существовать личные табу, зависящие от характера, воспитания и жизненных обстоятельств. Даже современная девушка сама может установить себе табу на секс до свадьбы. А кто-то будет густо краснеть, слушая анекдоты из разряда «сортирного юмора».

Все, что вызывает страх или отвращение - это примеры табу социальных норм. Мы не хотим говорить о СПИДе и отворачиваемся от грязных оборванных нищих.

Два примера табу в современной культуре

1. «Танец пчелок» очень быстро облетел весь интернет и вызвал бурю общественного возмущения. Дело в том, что несовершеннолетние девочки на сцене Дома культуры исполнили эротический танец в неоднозначных костюмах. В дело даже вмешались власти. Здесь сработало табу на детскую порнографию.

2. На режиссера Кирилла Серебренникова поступали общественные жалобы за «нецензурную брань и порнографию на сцене». И это также повлекло за собой вмешательство властей. И если в фильмах эти реалии давно считаются нормой, то в театре табу все еще сохраняются.

Табуированные темы и слова

«В доме повешенного не говорят о веревке» - эта пословица подсказывает, что не стоит говорить о вещах, способных вызвать бурную реакцию окружающих. Такими темами могут быть смертельная или венерическая болезнь, интимные подробности жизни.

Но говорящий всегда сам решает, соблюдать ему табу или можно его нарушать. Это может быть вызвано необходимостью или произноситься с целью провокации, но вся ответственность ложится на автора высказывания.

Нецензурная брань может спокойно восприниматься в баре. Но если вы решите составить из нее то вряд ли вам дадут договорить.

Современный мат во многом состоит из слов, носивших священный характер раньше. Так что его табуирование изначально было сакральным.

Сохранившиеся исторические табу

  • В Якутии у небольшой группы эвенков запрещено убивать волков, так как они считаются тотемными животными.
  • У бурятов табу связано с пространством и магией. Горы считаются святыми, и женщинам нельзя подниматься на самые высокие из них. Ведь женщины олицетворяют энергию земли, а мужчины - неба. Так что и для них существуют запретные места, соответствующие данной логике.
  • Бушмены не называют вслух имена умерших.
  • У этого народа существуют и пищевые табу. Из-за бедности возник запрет на выбрасывание еды. Из-за трусости шакала запрещено есть его сердце.
  • Еще один интересное табу бушменов - брак с женщиной, носящей имя матери или сестры жениха. Такие отношения считаются инцестом.
  • В Индии и Африке нельзя передавать что-то левой рукой, так как она считается нечистой.
  • Вагнер был любимым композитором Гитлера, и эта музыка часто играла в концентрационных лагерях. Что и породило негласное табу среди евреев на композиции Вагнера.
  • Во Франции больше ста лет существует запрет на поцелуи на перроне. Это связано с тем, что любвеобильные французы часто опаздывали на свои поезда. Сейчас за это уже не штрафуют, но табу сохранилось.
  • Во многих странах существует запрет на имена. Негодование общества вызывают люди, которые носят имена Люцифер, Гитлер, Каин, Иуда.
  • В странах со строгими нравами могут штрафовать за поцелуи в общественных местах и даже сажать в тюрьму.

Табу в современном обществе лишилось древнего сакрального смысла, теперь оно больше связано с нравственностью и моралью. И хотя много ведется разговоров об отсутствии всяких запретов, тем не менее люди не часто ходят по улице голыми, а дети не матерятся при своих учителях. Современная кара за нарушения - это общественное порицание, иногда тюремное заключение и штрафы. Но как известно, правила созданы для того, чтобы их нарушать...

Что такое табу?

Цитаты из обращений клиентов:

Я слышала о таком понятии, как табу. Это как-то связано всегда со смертью и болезнью. Может быть, вы сможете объяснить с психологической точки зрения правда это лил нет? Можно ли погибнуть, нарушив табу? Или стать зомби? И откуда вообще появилось это слово?

Табу – это полинезийское слово, которое очень сложно понимается цивилизованным человеком. Всякое табу – это запрет. Но, не всякий запрет - табу. Табу – это запрет особого рода! Буквально он обозначает весьма сложное сочетание смыслов для цивилизованного человека - запрет совершать определенные действия, да еще дополнительно табу обозначает запрет запретных действий! Но это еще не все. Понятием табу также обозначают особого рода состояния в которых могут находится люди и вещи, а так же этим же понятием обозначаются люди и вещи, находящиеся в состоянии табу. Запутанно? Нисколько, с точки зрения племенного человека! Т.о. табу – это запрет совершать определенные действия по отношению к людям и вещам, находящимся в состоянии табу и запрет, людям в состоянии табу совершать определенные действия; и их полная или частичная изоляция от остальных людей. Как правило, табу ничем не мотивируются и ничем не объясняются. Известно лишь одно: нарушение табу грозит смертельной опасностью, природа которой темна и непонятна. Акт нарушения табу автоматически освобождает какую-то неведомую опасность, находившуюся до этого в скрытом, потенциальном состоянии. Это как выпустить злого джина из бутылки. Пока он в бутылке – все хорошо. Но стоит вытащить пробку (нарушить табу) и джин Вас накажет… по большому счету, это первобытная вера в демонические силы зла. Если человек нарушает обычный запрет (моральный или юридический) то наказание он получает от некоей разумной силы. Например, от коллектива (его штрафуют или сажают в тюрьму) или от сверхъестественной силы (бог, дух, космос). За нарушение табу никто не наказывает. Опасность просто находилась в скрытом состоянии, а после нарушения запрета она появилась в реальности. Пострадает не столько виновный в нарушении табу, сколько его семья или все племя! Единственный способ не погубить всех сородичей – воздержаться от действий, нарушающих табу. Поэтому вся группа людей прилагает усилия, чтобы добиться от каждого члена племени строгого соблюдения запрета.

Зачем же нужны такие страшные, непонятные и категоричные запреты? Люди в племени живут совсем иначе, чем современные люди в городе. В племени сильнее функционируют животные инстинкты, связанные с размножением, агрессией, добывания пищи, конкуренцией и т.д. И эти инстинкты требуют немедленного эгоистичного удовлетворения! Задумайтесь: немедленного и эгоистического! И сдержать подобные дикие нравы невозможно ни моралью, ни властью. Только жутким страхом и незыблемой верой в опасность, несущую за собой неминуемую гибель для всего племени, а не только для виновного… Поэтому все табуированные запреты имеют категоричную форму, не поддающуюся даже осмыслению, просто как неотвратимая необходимость. Нельзя и все! Даже спрашивать, «а почему – нельзя?» - есть нарушение табу. Только так можно подавить разрушительные для племени инстинкты.

Что табуируется, прежде всего?

Стремление к наслаждению (либидо – энергия сексуальности и энергия стремления к жизни и продолжению рода; и мортидо – энергия стремления к смерти и разрушению себя или других);
-Свобода передвижения (территориальные рамки и субординация) и свобода общения (контроль коммуникативных контактов и связей).

Чего или кого может коснуться запрет табу:

1) Животных (как запрет убивать и употреблять в пищу) – это явилось ядром тотемизма.

2) Людей (для особого положения в жизни). Например, табу на вышестоящих - начальников, священников, вождей; табу на женщин (во время менструаций или родов); табу на мужчин (во время войны или охоты); табу на новорожденных детей; табу на мертвых.

3) Другие объекты, такие как деревья, растения, дома, местности, имущество и пр.

Т.о. происходит сдерживание различных эгоистичных инстинктов, таких как инцест (кровосмесительные сексуальные отношения), каннибализм (поедание людей или праха), полигамия (промискуитет или гаремы). Кроме этого сдерживаются и другие разрушительные для племени инстинкты: стремление убивать, насиловать, властвовать, поедать, грабить и т.д.

Важные люди, таким образом, охраняются от нападений толпы. Важные предметы от повреждений и уничтожения. Слабые (беременные женщины и дети) получают защиту от нападения на них более сильных. Когда нарушаются общественные табу, происходит то, что не раз описывалось в истории как очень неприятные для человечества исторические события: когда сначала богу молятся, а затем спокойно сбрасывают кресты и купола с церквей; когда сначала детей зачинают и рождают, а затем бросают на произвол судьбы или насилуют; когда воины идут сражаться за победу, а потом превращаются в агрессоров, насилующих, грабящих и убивающих мирное население; когда люди поедают друг друга от голода, как животные… Нарушение табу мстит за себя…не одному нарушителю, а всему сообществу. Таким образом, совершение определенных действий гибельно для людей (в том смысле, что они перестают быть людьми и деградируют как вид по эволюционной лестнице). Средство избежать гибели и деградации – воздержаться от действий нарушающих табу. И только через тысячи(!) лет, как только люди смогли обуздать свои разрушительные инстинкты, табу постепенно смягчились и превратились в моральные, правовые и нравственные запреты. Например, запрет изнасиловать чужого ребенка или девушку (когда такое случается, то сразу включаются правовые и моральные наказания за содеянное); напасть и убить мужчину, старика, женщину, ребенка (опять же это приравнивается нынешними порядками к преступлению); съесть чужие запасы еды; украсть чужое имущество или прийти и поселиться в чужом жилище (все это – правовое нарушение или преступление); иметь сексуальные отношения с мертвыми или поедать их трупы от голода (считается не столько преступлением, сколько формой сумасшествия); претендовать на сексуальные отношения со своими детьми с последующим рождением от них потомства (это тоже считается психическим отклонением). Эти инстинкты табуируются в обществе. Одни больше, другие меньше, но табу касается их всех. При нарушении подобных табу человек наказывается тюрьмой или психушкой. Или тем и другим вместе. З.Фрейд говорил, что первые табу – это зачатки совести, вины и долга. Давайте подробно рассмотрим некоторые виды табу.

Табу на инцест.

В самом начале становления человеческого общества, у первых людей, в рамках отношений между полами доминировала такая форма как гарем. У одного мужчины могло быть много женщин (родство их по отношению к нему особого значения не имело). Такая форма семьи порождала очень высокую агрессивность в конкуренции между мужчинами. Ведь гарем мог иметь не каждый, а хотелось, конечно же, всем. Поэтому было очень много междоусобиц и убийств. Хозяин гарема пытался любыми способами его сохранить, а остальные пытались его отнять. Смысл происходящего крылся в продолжении рода. Т.е. чем больше детей будет у хозяина гарема, тем шире будет представлено его потомство в будущем. Остальные же (генотипически) вымрут. И такой судьбы своим генам не хотел ни один мужчина. И это послужило источником кровавых конфликтов в первобытном стаде людей. Мужчина не оставивший потомства не имел шансов на выживание. Поэтому половое соперничество бушевало во всю. Постепенно, те племена, которые считали важным развивать производство и прогресс деятельности, становиться более адаптивными по сравнению с соседями, ввели табу на гарем. Этот запрет сплотил первобытное стадо. А сплоченность облегчает борьбу за существование. Гаремы «растворились» в стаде и на их место пришло такое явление как промискуитет. Промискуитет – это беспорядочные половые связи или групповой брак. Он помог снизить уровень агрессивности между мужчинами и агрессивность женщин по отношению друг к другу. Теперь как бы все могли претендовать на всех, и дети были общими. Кровавые конфликты угасли. Однако, промискуитет не дал той самой степени сплоченности, которая могла бы реально продвинуть первых людей на более высокую ступень цивилизации. Кроме этого, люди заметили, что на свет рождается много неполноценных детей. Огромный процент врожденных уродств. Уродливое потомство рождалось из-за скрещивания близкородственных организмов (мама-сын, папа-дочь, брат-сестра). И через некоторое время вводится ограничительное табу на промискуитет. Ограничительное табу обозначает, что есть отдельный период, когда такие половые отношения возможны. А все остальное время – никакого карнавала, только труд, который и сделал человека человеком. А вот на инцест было введено не ограничительное табу, а запрещающее. Это более суровая форма запрета. Конечно, у древних людей не было знаний о генах и родстве. Поэтому, для того, чтобы потомство было полноценным, табу запрещало инцест между мужчинами и женщинами одного тотема (они то и считались близкими родственниками). Что такое тотемистическое родство? Люди объединялись в семьи и кланы, которые принадлежали к какому-либо одному тотему. Тотем – это животное, растение, сила природы или местность, но не простые, а с которыми люди данного племени или семьи находятся в кровном родстве (неважно, какой тотем, земля, цветок или заяц, все одно – кровный родственник). Люди верили в своих тотемистических предков, воплощавших собой полулюдей-полутотем, например полулюди-полудеревья или полуволки и т.д. Поэтому браки и деторождение в пределах тотемной семьи были запрещены. Это породило экзогамию, т.е. поиск партнера за пределами своей семьи. Что и делают люди до сих пор. Есть любопытные тонкости в табу на инцест внутри тотема. Представим себе девушку тотема кенгуру и юношу тотема страуса. Они могут спокойно создать семью и родить детей. Тотем наследуется, в основном, по линии матери. Поэтому их дети станут тотемом кенгуру. И получается, что отец, если у него родилась дочь, может жениться на ней и иметь детей. Ведь она принадлежит к тотему кенгуру, а он к тотему страуса… Это не инцест. А мать и сын (если родился и мальчик) не имеют право, на какие-либо сексуальные отношения, т.к. они одного тотема! Это считается инцестом. А вот если дети унаследуют тотем отца, то он уже не сможет жениться на своей собственной дочери (она станет тотемом страуса и отношения с отцом табуируются запретом на инцест), а мать может выйти замуж за собственного сына, т.к. она тотема кенгуру, а он, отцовского тотема страуса. И это - это не инцест.

Табу с врагами.

Все табу с врагами касаются ритуалов и обычаев примирения с духом умершего врага. Дело в том, что после военных походов мужчины должны были пройти целый ряд сложных очистительных процедур, чтобы снова влиться в обычную жизнь племени. (Сейчас мы бы назвали это социальной адаптацией к мирной жизни.) Они считались грязными, т.к. совершали убийства на войне. Все части убитых (если таковые имелись, например, отрубленные головы врагов) подвергались церемонии примирения. Племя проявляло к ним, как вместилищам душ умерших особое внимание. Их «кормили», ласкали, разговаривали, дарили подарки и всячески склоняли к дружбе. Совершался обряд покаяния с танцами и песнями, оплакивающих убитых врагов и испрашивание у них прощения. Затем наступал траур по убитому и скальпированному врагу (например, у североамериканских индейцев). Одновременно с этим мужчины, пришедшие из военного похода, занимались самоочистительными процедурами: они не имели право сразу вернуться в свои жилища, к женам и детям. Поэтому они жили в лесу и совершали огромное количество специальных ритуалов. Им нельзя было никого касаться, иметь сексуальные отношения и самим есть пищу. Еду им вкладывал в рот особый посвященный человек. Этот обряд мог тянуться от 2-3 месяцев до …(!). Табу на каннибализм (поедание себе подобных) появился очень поздно. Ведь считалось, что, съедая своего врага или родственника, человек приобретает его черты характера. Например, отвагу, проворность, многодетность, меткость и т.д. Поэтому многие оставшиеся до сих пор племена не едят себе подобных всего лет 5-6 не более! А на дворе 21 век!

Табу на вышестоящих.

Эти табу относятся к людям, занимающим высоко статусное положение в обществе. Вожди, цари, короли, священники, президенты, начальники, директора и т.д. Табу строго регламентирует, что таких людей нужно бояться (т.к. они носители таинственной опасной силы, передающейся и убивающей через их прикосновение к «простым смертным»); а так же их нужно оберегать, т.к. они несут благо своим подданным.

Итак, прикосновение вышестоящего может быть:

Смертельно. Если происходит по инициативе нижестоящего. Шел, например, по тропе молодой охотник и увидел, что прямо перед ним валяются сорванные и брошенные кем-то сочные спелые и вкусные плоды. Он подобрал и стал есть. Навстречу охотнику шла женщина из этого же племени. Увидела что несет охотник и сказала: «Что ты сделал? Это же плоды вождя!» Охотник побледнел, бросил плоды и убежал. Тем не менее, ему не удалось избежать наказания – он заболел и через три дня умер.

Целебно. Если происходит по инициативе вышестоящего. Так происходило во все времена исцеление больных через прикосновение к ним «сильных мира сего». Обычно царская особа в определенные дни выходила перед народом и касалась людей руками. Считалось, что убогие и больные излечиваются через это.

Однако, и в первом, и во втором случае нужна некая «стена» между народом и особой, наделенной магической силой высокого социального статуса. Эта «стена» (социальная дистанция) нужна вышестоящим для защиты от гнева народного, т.к. люди всегда готовы сместить с трона или убить того, кем недовольны. А так же дают возможность вышестоящему проявлять особую милость к избранным нижестоящим, тем самым, получая их любовь, преданность и поклонение. Одним из результатов стало появление института посредников между народом и царем. Сначала это были различные вельможи, придворные, титулованные особы и т.д., теперь это цепочки приближенных, состоящие из замов, секретарей, охранников и т.д. Т.о. получается длинная цепь посредников между простым человеком и руководителем. Каждый посредник «заряжен» магической силой по нисходящему принципу: самые табуированные и сильные вокруг верховной власти, а чем ближе к простому люду, тем менее «заряжен» энергией табу. Например, президент – самая сильная магическая фигура, его замы и министры, менее сильны, их замы еще менее и т.д., вплоть до охранников, которые ближе всех к народным массам, следовательно, самые менее «заряженные», но все-таки обладающие магией силы. Самые «пустые» по магической силе этого табу - народ.

Табу на мертвецов.

Смерть человека всегда таила в себе некую магическую опасность и горе. Труп воспринимался как вредоносный фетиш, излучающий магическую нечистоту. С одной стороны, человек только что жил, а теперь? С другой стороны, ведь человек для племенного сознания такое же мясо, как животные, птицы и рыбы, следовательно, это пища. Но…это ведь родной человек умер… Как же так? Кроме того, в природе очень много разнообразных микробов, которые опасны тем, что могут заразить человека здорового (стоит ему только съесть мяса или коснуться трупа). Это было связано с первыми примитивными представлениями людей об инфекциях, передающихся от разлагающихся останков. Отсюда и пошло табу на прикосновения к умершим людям. Коснешься – заболеешь и умрешь или произойдет что-то другое, но тоже очень страшное. Современные люди не осознают эти древние страхи, но выполняют все ритуалы, не задумываясь особо над тем, насколько они целесообразны как защита. Обычно умершими людьми занимаются специальные учреждения – морги и кладбища, а не родственники покойного. Мертвых людей нельзя (табу): телесно и словесно касаться, произносить имя умершего, плохо о нем говорить, нельзя погребать его родственникам (это должны делать специальные люди, а родственники могут лишь присутствовать при погребении), нельзя поедать мертвых, нельзя иметь с ними половую близость и нельзя использовать части останков как бытовые вещи. Для нас с вами это может звучать дико? Но давайте не будем забывать, что в основе поведения людей (особенно племенного сознания) лежат несколько сильнейших инстинктов: пищевой, половой и агрессивный. Все эти инстинкты распространялись не только на живые объекты, но и на неживые. Поэтому так сильно был популярен каннибализм, насилие над больными и умирающими. Помимо питания. Например, каннибализм нес еще символ преемственности человеческих качеств умершего. Съев покойного, можно было стать таким же смелым и сильным как он. А разве Вы не хотели бы быть похожими на Ваших славных родственников или знакомых? Разве у Вас нет любимых героев? Древний рецепт был прост: съешь того, кто нравится, и станешь таким же. Недаром говорят, «мы похожи на то, что едим».
А препятствием к поеданию себе подобных (тем более, умерших) явились лишь две причины: инфекции (если съедался больной человек) и уменьшение численности племен (людей стало мало и есть некого, нет достойных). Впоследствии табу перешло с мертвецов и на их вещи и родственников. А так же на имя умершего человека. Имя это важная часть личности, это непосредственная характеристика человека. Поэтому считалось, что имя имеет материальную силу. После смерти человека имя становится табу, т.к. произнесение имени есть прикосновение к личности, духу покойника. А прикасаться к умершим нельзя – это их тревожит, и они могут рассердиться и начать бродить среди живых, беспокоя их своим присутствием и навлекая великие беды. Душа становится «демоном» и становится нельзя ругать умершего («о мертвых либо хорошо, либо никак»), ибо демон разгневается и навлечет беду – гибель на обидчика и всю его родню. Это подобно тому, как мы боимся серьезных инфекционных заболеваний. Дух умершего человека должен быть изолирован от всех и находится в покое. Недаром говорят: «Спи спокойно», «Пусть земля тебе будет пухом» и т.д. И родственники умершего тоже должны находиться в покое…в трауре. Поэтому к ним никто не должен подходить, не смотреть и не разговаривать. Особенно подобные запреты распространялись на вдову или вдовца. Вдова и вдовец считались людьми, наводящими искушение на окружающих, т.к. они теперь свободны для выбора нового брачного партнера. В племенах были очень сильны сексуальные инстинкты, и поэтому делалось все, чтобы овдовевшие не были внешне привлекательны. В современном мире на похоронах надевают черную длинную одежду (на Востоке белую), подчеркивающую асексуальность и горестность ситуации. Траур – это особая одежда и особое состояние души. Это состояние траура сопровождается определенными ритуалами до сих пор. Например, погребение на третий день, поминки на 40 дней, год, три года…Люди, выполняющие обряды захоронения (родственники и те, кто непосредственно погребает или препарирует умершего) считались в племени «нечистыми» от нескольких месяцев до года. С ними нельзя общаться, вместе кушать и иметь половую близость. В последствии подобные магические табу слились с моральными нормами поведения, которые сохранились до сих пор и, видимо, останутся пока живо человечество. Просто будут менять внешнюю форму.

Это только самая малая часть табу, которые присутствовали в жизни племенных людей и которые косвенно оказывают влияние на жизнь современных цивилизованных людей. Нужно только внимательно присмотреться к социальной и психологической жизни современного человека.

Этот термин означает, что на какое-либо деяние, проявление чувства или поведение наложен строжайший запрет. Он же переводится как «священный». В этом значении термин использовался полинезийскими племенами. Слово активно употребляется в социологии, психологии и обыденной жизни.

Табу - что это значит?

Данный свод норм в древности существовал практически у всех племен и народностей. Он помогал установить основные законы в социуме. Во многих культурах для описания, что значит табу, используется одновременно 2 слова:

  1. Священный.
  2. Запретный.

Табу - откуда пришло это слово?

Изначально оно употреблялось полинезийскими аборигенами. С его помощью устанавливались стандарты и жизни. Чтобы понять, что значит слово табу для жителя полинезийского племени, ученые проводили исследования. Они показали, что для типичного аборигена это строжайший запрет на совершение некоторых деяний и проявление неодобряемых в обществе чувств.

Что такое табу в обществознании?

Смысл слова будет все тем же – наказание за нарушение правил. Ученые выяснили, что полное табу накладывалось светскими властями и религиозными деятелями для собственного обогащения и подавления других членов социума. Основные вето касались вопросов жилища, средств и имущества данных людей, оспаривания их права на подчинение соплеменников.

Что такое табу в религиозных культах и для светской власти:

  1. Обогащение за счет других людей.
  2. Сохранение права на власть и имущества.

Табу у мусульман

В этой культуре применяется слово харам. Оно означает все то же вето. Поставить табу (харам) для мусульман может только религиозный служитель, основываясь на священных книгах и нормах. В исламе выделяют:

  1. Харам зульми . Нарушение несет вред другому человеку.
  2. Харам гайри-зульми . Игнорирование несет вред самому только нарушителю.

Что значит наложить табу?

Изначально смысл использования права вето был прост. Шаман или человек наделенный властью устанавливали стандарты, определяли, какие деяния разрешены. В правила закладывалось то, что могло принести пользу членам сообщества, вождю или жрецу. Часто за пределами нормы оказывалось и то, что сулило человеку, определявшему их потерю статуса или материального положения.

Современными людьми это словосочетание используется и для описания обыденных ситуаций. В просторечье табу человека - ситуация, когда кто-то принципиально не совершает определенных действий сам или требует этого от других. Правило в данном случае составляется человеком на основе своих убеждений и представлений. Понять, какой смысл приобретает вето в современном мире глазами обывателя, можно рассмотрев пример. Муж или жена требует, чтобы партнер полностью прекратил отношения с определенным человеком. В качестве наказания за нарушение часто выступает угроза развода.


Виды табу

Специалисты выделяют 4 типа этого явления. Разделение произошло исходя из функциональной составляющей и содержательной части установленного правила. Запреты табу бывают:

  1. Магическими .
  2. Религиоведческими , установлены служителем культа.
  3. Антропологическими - помогают поддерживать социальный строй.
  4. Психологическими . Например, во многих культурах инцест не допустим. То есть устанавливают нормы поведения для членов семьи, в них затрагивается и сексуальная сфера.

Первичные виды табу известные человечеству

Этнографы обнаружили эти данные исследуя полинезийские общества. Первые табу, появившиеся там, относятся:

  1. К интимным отношениям между детьми и родителями.
  2. К употреблению определенной пищи.
  3. К имуществу жрецов и светской власти.

Фрейд - тотем и табу

Данный ученый рассмотрел в своих трудах происхождение и религии. Тотем и табу согласно его исследованиям и трудам это:

  1. Создание психологических и моральных установок.
  2. Регулирование отношений при помощи страха и поклонения перед божественным.

Рассуждая о том, что такое табу по Фрейду надо упомянуть и то, что он выделял эту систему как механизм создания правил в обществе. Тотем для него это не что иное, как объект почитания. Автор считал это явление устаревшим и изжитым. Ряд психологов не соглашаются с этим утверждением, говоря, что тотемизм поменял форму выражения, но все еще существует.

объект запрета для осуществления с ним тех или иных действий. Тема - специфическая, несущая эмоциональную нагрузку проблема, вокруг которой формируется периодически повторяющийся в семье конфликт (Э. Г. Эйдемиллер).

Табу

taboos) Слово Т. происходит от полинезийского слова, имеющего значение "запрещенный" или "опасный" (гавайское: kapu). В словоупотреблении на Западе этот термин стал обозначать что-либо запретное, напр., "табуированный предмет". Одной из таких запретных тем является инцест. В викторианской Англии и Америке были запрещены любые упоминания о сексе - но это не препятствовало незаконной сексуальной активности. Упоминание о смерти в той или иной степени запрещено почти во всех об-вах. В некоторых случаях, упоминание об умерших людях надлежит сопровождать определенным "ограждающим действием" (insulating act), вроде восклицания "Господи, помилуй его душу!" или осенений себя крестом. Расставание с жизнью по собственной воле - Т. в большинстве стран мира, невзирая на то, что в некоторых об-вах оно яв-ся культурно санкционированным при специфических обстоятельствах. В зап. культуре с неодобрением относятся даже к самим разговорам о самоубийстве. Профессиональные психиатры мн. годы знали о суицидальных тенденциях своих пациентов, однако лишь недавно Т. на эту тему было в достаточной мере сломлено, чтобы эти тенденции могли начать обсуждаться. См. также Культурные различия У. Э. Грегори

ТАБУ

Антропологический термин, который обозначает выведение в особое положение объекта или человека либо абсолютное запрещение некоторого рода действий на том основании, что в противном случае произошло бы нарушение всей системы ценностей данной культуры (МИРОВОЗЗРЕНИЕ); т.е. объект является табу, если к нему нельзя прикасаться, действие является табу, если о нем, по понятиям данной культуры, "нельзя даже думать".

Отсюда, в расширенном понимании, любое действие, запрещенное авторитетом или социальными нормами, может рассматриваться как "табу". В психоаналитической литературе наиболее часто упоминаются табу ИНЦЕСТА и табу убийства ТОТЕМНОГО животного (кроме церемониальных случаев). См. работу Фрейда "тотем и табу" (Freud totem and taboo, 1913), в которой он размышляет о том, что табу инцеста возникло ввиду необходимости для мужчин ПЕРВОБЫТНОЙ ОРДЫ предотвратить борьбу между собой после того, как они убили ПЕРВОБЫТНОГО ОТЦА, прежде державшего всех женщин орды только для себя. Теория предполагает, что табу препятствовало сыновьям иметь именно тех женщин, ради обладания которыми они убили своего отца. В статье ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ кратко изложена общая биологическая теория, которая привела Фрейда к уверенности, что подобная умозрительная теория верна. См. также ЭДИПОВ КОМПЛЕКС.

ТАБУ

запрет или система запретов светского или религиозного характера, налагаемые на некий предмет, действие, слово и прочее, нарушение коего влечет социальные или религиозно-мистические санкции в виде наказания, болезни или смерти.

Согласно З. Фрейду - инструмент и механизм строительства культуры, начинаемого с ограничения влечений и запрета на инцест и убийство.

ТАБУ

Полинезийское слово, обозначавшее предметы или живые существа, к которым нельзя прикасаться. Понятие Т. было введено S. Freud в психоанализ, как противоположное "обычному", "общедоступному". При этом различались его позитивный ("святой", "освященный") и негативный ("жуткий", "опасный", "нечистый") аспекты. В Т. виделось проявление амбивалентности мышления к налагаемым запретам. Проводилась аналогия между Т. и неврозом навязчивых состояний, сущность которых S. Freud видел в препятствии осуществлению сильных бессознательных влечений. Этим самым была дана психоаналитическая интерпретация проблемы возникновения запретов, играющей важную роль в понимании фрейдистами структуры личности (Сверх-"Я", цензура), появления морали и религии. Критики фрейдизма указывали на поверхностность аналогии между механизмами формирования табу и патогенезом невроза, на уподобление факторов социально-психологических - патобиологическим, клиническим, на игнорирование культуральных различий.

ТАБУ

1. Любой запрещенный акт, объект или модель поведения. 2. Сам акт такого запрещения. Этот термин происходит из полинезийского слова tabu, означающего священный, неприкосновенный, и первоначально он связывался с объектами, предназначенными для религиозных церемоний и обычаев и запрещенными для повседневного использования. Современный способ употребления намного шире.

ТАБУ

запрещение какого-либо действия, налагаемое на человека в силу особого рода предписаний, исходящих из существующих культурных традиций, религиозных обычаев, этических и социальных норм. С древних времен табу обладает двойственностью, обусловленной тем, что за запретом стоит нечто такое, которое одновременно является святым, превышающим обычное и опасным, нечистым, жутким.

В психоанализе проблема табу рассматривается с точки зрения исследования бессознательной части индивидуальной души. Подобное видение табу нашло отражение в работе З. Фрейда «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), в которой подчеркивалось, что по своей психологической природе табу является «не чем иным, как «категорическим императивом» Канта, действующим навязчиво и отрицающим всякую сознательную мотивировку».

Практика психоанализа показывает, что среди пациентов встречаются такие больные, которые создали себе индивидуальные запрещения и педантично их выполняют. Как отмечал З. Фрейд, если бы в психоанализе не называли таких пациентов страдающими навязчивостью, то их состояние можно было бы охарактеризовать как «болезнь табу». Дело в том, что навязчивые запрещения приводят к серьезному воздержанию и ограничениям в жизни, подобно запретам табу. В конечном счете сходство симптомов невроза навязчивых состояний и обычаев табу выражается, по мнению основателя психоанализа, в следующих пунктах: «1) в немотивированности запретов, 2) в их утверждении, благодаря внутреннему принуждению, 3) в их способности к сдвигу и в опасности заразы, исходящей из запрещенного, 4) в том, что они становятся причиной церемониальных действий и заповедей, вытекающих из запретов».

Как индивидуальны запреты современных пациентов, так и табу древних людей не осознаются. Их мотивировка является бессознательной. Табу представляет собой древний запрет, извне наложенный на поколение примитивных людей, то есть насильственно навязанный этому поколению предыдущим. Любой запрет касался деятельности, к которой у человека имелась значительная склонность. Причем у человека, как правило, наблюдалась амбивалентная, двойственная направленность по отношению к табу: в бессознательном хотелось нарушить существующие запреты, но одновременно человек испытывал чувство страха; он боялся именно потому, что желал нарушить запрет, однако страх был сильнее присущего ему желания. В этом отношении имеются сходства между древним и современным человеком.

С точки зрения З. Фрейда, наиболее важные табу составляют древние запреты не убивать и избегать инцеста. И то и другое представляют самые сильные соблазны людей, которые в психоанализе рассматриваются в качестве центрального пункта инфантильных желаний и ядра неврозов.

Сравнение табу с навязчивым запретом невротика привело З. Фрейда к такому пониманию первого феномена, согласно которому: табу является древним запретом, наложенным извне (каким-либо авторитетом) и направленным против сильнейших вожделений людей; желание нарушить табу остается в бессознательном человека; люди, выполняющие табу, имеют амбивалентную направленность к тому, что подлежит запрету; приписываемая табу могущественная сила сводится к способности вводить в искушение; запрещенное вожделение в бессознательном переносится на другое; искупление посредством воздержания за нарушение табу свидетельствует о том, что в основе соблюдения табу лежит воздержание.

1) святость или неприкосновенность какой-либо вещи или особы у островитян южного моря. 2) этнографический термин для обозначения религиозных запрещений.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Запрещение у народов Океании касаться до известного лица или вещи, под страхом смертного наказания.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

заповедные, посвященные Богу предметы, к которым нельзя прикасаться под страхом смертной казни - у диких племен островов Полинезии; иногда табу накладывается на животных и даже на людей.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

у дикарей о-в Полинезии означает святость и неприкосновенность посвященных богам предметов, лиц или мест. Наложить на что-либо табу - значит наложить запрещение.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Табу́

(полинеэ.)

1) у первобытных народов - религиозный запрет, налагаемый на какой-л. предмет, действие, слово и т. п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны сверхъестественных сил;

2) перен. вообще - строгий запрет.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

[полинез. ] – 1) у первобытных народов – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. п., нарушение которого будто бы неминуемо влечёт жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов; 2) заповедные, запрещённые предметы, вопросы, мнения и т.п.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Табу

нескл. , с. (фр. tabou полинез. tapu священный, запретный).
1. У первобытных народов: религиозный запрет, налагаемый на какие-н. действия, предметы иих обозначения в языке.
2. перен. Вообще какой-н. запрет. Снять т . с этой темы .
Табуировать - налагать (наложить) на что-н. т. 1, 2.
|| Ср. вето , мораторий .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ТАБУ" в других словарях:

    Табун, а … Русское словесное ударение

    Категорический запрет на религиозной основе. Термин взят из полинезийских языков и был впервые отмечен англ. путешественником Куком на о вах Тонга (1771), где, как и вообще в Океании, имелась чрезвычайно развитая система Т. Позднее сходные… … Философская энциклопедия

    Табу - (полинезийское) запрет на употребление тех или иных слов, выражений или собственных имён. Явление табу связано с магической функцией языка (речи), т. е. с верой в возможность непосредственного воздействия на окружающий мир при помощи языка. Табу … Лингвистический энциклопедический словарь

    табу - нескл., ср. tabou <полинезийское. У первобытных народов запрет, налагаемый на какое л. действие, слово, предмет, нарушение которого по суеверным представлениям карается сверхъестественными силами. БАС 1. Вознамерясь ехать на берег.. приказал… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Табу - Табу, тапу (полинез.тыйым) қоғамдық дамудың рулық тайпалық кезеңіндегі адамдарда кездесетін діни магиялық (діни сиқырлық) тыйымды білдіретін сөз, ұғым.Өзінің «классикалық» формасындағы табу жүйесін саяхатшылар мен этнографтар Полинезияда тапты,… … Философиялық терминдердің сөздігі

    Неизм.; ср. [полинез. tabu] У первобытных народов: запрет, налагаемый на какое л. действие, слово, предмет, нарушение которого, по суеверным представлениям, карается сверхъестественными силами. Обычай т. // О чём л. запретном, запрещённом, чего… … Энциклопедический словарь

    Табу. Завѣтное (священное), запретное (намекъ на табу въ Океаніи относительно лицъ, обрядовъ, вещей). Ср. Скоромное постнику табу. Ср. Если и было оскорбленіе, то во всякомъ случаѣ взаимное... Но у насъ на первомъ планѣ стоитъ всегда на лицо, не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ср., нескл. у дикарей Океании: запрет, наложенный на что либо, завет, заповедь, говорят и у нас. Скоромное постнику табу. У нас табачная торговля табу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Вето, запрет, запрещение Словарь русских синонимов. табу см. запрещение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов