Почему инквизиторы были правы? Как стать инквизитором в реальной жизни

Квест на получение специализаций получите, когда впервые попадете в Скайхолд. Вам необходимо будет для начала выполнить операцию "Специализации для Инквизитора" на столе ставки командования. По ее завершении, а время на ее выполнение не требуется, у Вас в крепости появится три наставника (по числу специализаций, которые доступны каждому классу). Если у Вас по приезду в Скайхолд не добавился квест и на столе ставки командования соответствующей операции нет, то следует посетить какую-либо локацию и вернуться обратно в Скайхолд. Затем следует поговорить с каждым наставником и взять у него задание на обучение той или иной специализации. Можно выполнить все три квеста от каждого учителя, однако окончательно можно выбрать только одну специализацию. Получить представление о каждой из специализаций можно из разговора с наставником, а также посмотрев древо умений у ваших сопартийцев, ведь у каждого из них она своя.

Путь витязя

Берется у Лорда Шансе де Лиона. Величавую герольдическую символику собираем в Священной равнине, побеждая в врагов здесь:

Веридий можно найти в этой же локации. Также можно попросить Каллена выполнить операцию по сбору ресурсов в Священной равнине в ставке командования. Книгу с описаниями приемов витязя либо возле Блэкволла, либо покупается у продавца в Вал-Руайо. Затем собираем штандарт на столе заявок рядом с интендантом и разговариваем с Лордом Шансе де Лионом, чтобы окончательно выбрать специализацию.

Путь потрошителя

Берется у Разрушительницы Трам. Учебники по зельям собираем в Крествуде, побеждая противников в этих локациях:

Ползучую лозу можно найти в Священной равнине, Изумрудных могилах и Эмприз-дю-Лион. Также можно попросить Лелиану выполнить операцию по сбору ресурсов в Священной равнине в ставке командования. Книга с описаниями приемов потрошителя ищется либо около Железного Быка, либо покупается у продавца в Вал-Руайо. Затем выполняем последнее условие на столе заявок рядом с интендантом и разговариваем с Разрушительницей Трам, чтобы окончательно выбрать специализацию.

Путь храмовника

Берется у Сера. Сломанные храмовничьи сосуды собираем с демонов во Внутренних землях.

Эмбриум может быть найден во Внутренних землях, Крествуде и Изумрудных могилах. Также можно попросить Лелиану выполнить операцию по сбору ресурсов в Изумрудных могилах в ставке командования. Книга с описаниями приемов храмовника ищется либо около Кассандры, либо покупается у продавца в Вал-Руайо. Затем готовим зелье на столе заявок рядом с интендантом и разговариваем с Сером, чтобы окончательно выбрать специализацию.

Путь бури

Обучает этой специализации Кхим. Аппараты для удержания эссенции собираем с демонов в указанных локациях на Штормовом берегу:


Эссенция духа часто выпадает из привидений. Книгу с описаниями приемов бури ищем либо в комнате Серы, либо покупаем у продавца в Вал-Руайо. Затем собираем флакон с дымом на столе заявок рядом с интендантом и разговариваем с Кхимом, чтобы окончательно выбрать специализацию.

Путь убийцы

Специализации убийцы учит Наследница. Знаки глав гильдий убийц выпадают из врагов в Крествуде в этих локациях:

Книга с описаниями приемов убийц ищется либо около Коула, либо покупается у продавца в Вал-Руайо. Корни смерти следует искать в Западном пределе или в Свистящих пустошах. Также можно выполнить операцию на столе ставки командования, попросив Лелиану собрать травы в Свистящих пустошах. После этого собираем нож на столе заявок рядом с интендантом и разговариваем с Наследницей, чтобы окончательно выбрать специализацию.

Путь механика

Задание берется у Трехглазика. Иглы иглоспинов-вожаков собираются, собственно, с их трупов в Западном пределе:


Обсидиан следует искать во Внутренних землях, Крествуде, Священной равнине и Изумрудных могилах. Также можно послать Каллена собирать ресурсы в Крествуде, выполнив соответствующую операцию на столе ставки командования. Книгу с описаниями приемов механика ищем либо около Варрика, либо покупается у продавца в Вал-Руайо. После этого собираем инструменты на столе заявок рядом с интендантом и разговариваем с Трехглазиком, чтобы окончательно выбрать специализацию.

Путь некроманта

Обучает этой специализации Виуус Анаксас. Неваррские черепа ищем на Штормовом берегу в следующих областях:


Кровавик ищется в Эмприз-дю-Лион или Изумрудных могилах. Также можно послать Каллена собирать ресурсы в Эмприз-дю-Лион, выполнив соответствующую операцию на столе ставки командования. Книгу с описаниями приемов некроманта ищем либо около Дориана, либо покупается у продавца в Вал-Руайо. После этого изготавливаем украшенный череп на столе заявок рядом с интендантом и разговариваем с Виуусом Анаксасом, чтобы окончательно выбрать специализацию.

Путь рыцаря-чародея

Задание берется у командира Элен. Эссенции огоньков выпадает из призраков в Бурой трясине в этих областях:

Лазурит собираем в Западном пределе, Священной равнине и Свистящих пустошах. Также можно послать Каллена собирать ресурсы в Свистящих пустошах, выполнив соответствующую операцию на столе ставки командования. Книгу с описаниями приемов рыцаря-чародея ищем либо около Вивьен, либо покупается у продавца в Вал-Руайо. После этого изготавливаем рукоять духовного клинка на столе заявок рядом с интендантом и разговариваем с командира Элен, чтобы окончательно выбрать специализацию.

Путь мага разрывов

Квест выдает ваша наставница . Фолианты венатори добываются, собственно с трупов венатори в Священной равнине в этих локациях:


Тонкий бархат выпадает тоже из венатори в Священной равнине. Книгу с описанием магии разрывов можно найти или около Соласа, или купив у продавца в Вал-Руайо. После этого создаем книгу о разрывах на столе заявок рядом с интендантом и разговариваем с вашей наставницей , чтобы окончательно выбрать специализацию.

На любое действие рано или поздно находится противодействие. Вот почему когда-то доблестная армия инквизиции вступила в борьбу с неведомой силой ведьм.

Чем они руководствовались? Так как в любом действии, даже в самом деструктивном, всегда есть частичка конструктивности, то и в этой жестокой и всепоглощающей охоте на ведьм был смысл. Но какой!? Почему инквизиторы находили себе множество приспешников? Почему им было так важно найти и уничтожить всех красавиц? Почему ведьмы вызывали столько страха и злости у церкви?

Постараюсь ответить на все вопросы. А для начала, давай окунемся в те времена, когда лютовала церковь, обзывая всех направо и налево еретиками, и собирая толпы назначенных «добровольцев» у себя на «беседы с пристрастием». Почему же она лютовала?

Тут было несколько причин. Известные всем - борьба за власть и обогащение как деньгами, так и знаниями. Церковь ставила свои кресты на кровь не покорившихся иноверцев, захватывая территории, библиотеки, сокровищницы и умы людей. Всеми силами сдруживалась с правящей элитой, подминая ее под себя. Крестовые походы, интриги, анафема и признание непокорных одержимыми и еретиками - обычные методы церкви того времени.

Еще одна причина, не для всех очевидна. Хотя имеет место быть - это желание церкви угодить правящему строю и помочь удержать порядок и повиновение народа, ведь в таком случае церковь только выиграет. Порядок и повиновение приходилось действительно удерживать , т.к. времена были нелегкие - пожары, засухи, эпидемии, скоропалительные кончины важных чинов. И всему виной были ЭТИ люди! ОНИ переступали через запреты! Дерзкие, наглые, непокорные, фанатичные, озлобленные и опасные, ОНИ вызывали страх и уважение у простых людей. Это подрывало власть церкви и тех, кто был с ней заодно.

Поэтому церкви от безысходности и отчаяния, пришлось пойти на крайние меры - выпустить свою армию инквизиторов для борьбы с этой заразой, разлагающей порядок и мешающей своими провокациями. Кто же эти грязные провокаторы? О, это были коварные создания - Ведьмы и Колдуны - они исчадия ада, приспешники дьявола, грязные еретики, что пытались пошатнуть правоту и истинность церкви. Они травили, насылали болезни и горести на достопочтенных вельмож и их земли. Они порочили имена церкви и правящих кругов. Они должны очиститься через страдания и огонь, только так их души могли спастись.

Инквизиторы никого не щадили, никому не давали спуску и только благодаря им, церковь еще больше обогатилась знаниями, деньгами и еще больше укрепила свою власть, основанную на крови, страхе и молитвах к истинному богу.

Эта статья начиналась с фразы: «На любое действие рано или поздно находится противодействие». А почему же появилась такая непокорная сила, как Ведьмы? И на какое действие они явились противодействием?

Если мы посмотрим религиозные тексты, покопаемся в мифологии, то увидим следующее: все народы сходятся в том, что когда-то было другое, хорошее время. Его называют по-разному: жизнь в Раю, Золотой Век, Сатья-юга и т.д. Важно не это, а то, что время, записанное и переданное в приданиях другим поколениям, было прекрасно. А потом наступили темные времена с борьбой за власть, с братоубийством, с измеримостью правоты и святости того или другого Бога. Наступило время, пропитанное предательством, ложью, завистью и потерей смысла.

Когда люди стали угнетать друг друга, и порядок стал превращаться в хаос, один из Ликов Великой Луны даровал миру магию. Не всем, а лишь тем, в ком еще горела искра, кто мог услышать Ее зов, посчастливилось познать это искусство. Они - Ведьмы и Колдуны были взращены и призваны Луной для хранения и поддержания порядка, для возмездия и освобождения. Вот почему короли склоняли перед ними головы, вот почему простые люди просили у них помощи, вот почему церковь лютовала и хотела ИХ искоренить.

Эта борьба порядка и хаоса, борьба за установление своей истины продолжается и сейчас. Перерождающиеся души Ведьм теперь можно встретить часто. Кто-то нашел себя в психологии, кто-то прекрасно продвигает или продвигается в моде, политике, религии и торговле. Кто-то продолжает свой путь и несет в мир порядок, гармонию и справедливость, занимаясь магическим ремеслом - своим истинным делом. Но есть и те, кого сломили костры забытых лет, они, даже не осознавая причин, очень боятся всего магического и мистического, потому что больно и страшно где-то внутри...

Переродившиеся инквизиторы , церковники и иже с ними тоже встречаются среди людей. Кто-то вновь стал религиозным фанатиком, с пеной у рта доказывающим истинную истинность своей веры. Кто-то вновь при власти, кто-то занимается прежним делом - разоблачает всех и вся, отравляет жизни и грабит население, отбирая крохи, а кто-то и сам так или иначе интересуется мистикой и магией, знает, что она есть, но как-то побаивается...

А бывает и так, что бывшие по разные стороны от костра участники прежних баталий вновь встречаются. И страсти разгораются снова. Между ними вспыхивают разные чувства - страх, притяжение, интерес, боль, обида, ненависть, любовь, желание растоптать, желание быть вместе, желание простить и освободиться... И снова кому-то придется зайти в костер, а кто-то его подожжет. Но поменяются ли местами перерожденные инквизиторы и ведьмы? А может все же, они выберут прощение, разберут хворост, потушат горящий факел и в их душах наступит покой?

Богиня Судьбы дает нам возможность получить разный опыт, понять чувства и мотивы наших жертв и обидчиков, развязать прежние узлы. Но так ли мы мудры, чтобы сделать это, а не завязывать новые?...

Я за магию, справедливость, правду и порядок. Каждый настоящий Маг за это. Однако, у каждого свой путь и свой выбор. Так и ты сделай тот, что позволит и тебе и тем, чья судьба завязана с твоей, освободиться и жить счастливо сейчас.

Много раз переродившийся

В прошлый раз мы начали с того, почему и зачем была создана такая организация, как инквизиция, в обоих мирах - игровом и реальном, а теперь речь пойдет о том, как принимали в инквизиторы и чем при этом травили (травили только в Тедасе, правда), ну и, конечно, о том, в каком состоянии эта богоугодная контора находится сейчас.

Как становились инквизиторами

Если отобрать у искателей истины и храмовников лириум, они станут обычными воинами.

Чтобы стать одним из тех, кто охраняет Тедас от злокозненной магии, человек должен был проявить себя отважным воином, безгранично верующим в Создателя и в постулаты, изложенные в учении Церкви, называемом Песнью Света. Отобранных кандидатов пичкали лириумом - минералом, способным пробудить магические способности. Делалось это по принципу: «Чтобы поймать преступника, надо думать как преступник». По сути, Церковь подсаживала своих воинов на это вещество как на наркотик. Побочные эффекты - навязчивые идеи, приступы безумия и мания преследования - прилагались.

Зато с лириумом они представляют собой очень грозных противников.

Храмовники-ветераны не могли прожить без лириума дольше десяти дней, потом у них начиналась кошмарная ломка, порой приводившая к смерти. Тех, кто все же доживал до старости, ждал целый букет «приятных» сюрпризов: дезориентация в пространстве, проблемы с памятью и самое натуральное сумасшествие, когда бывший бесстрашный воин не знает, спит он или уже проснулся, в реальности он или витает в воспоминаниях. При этом Церковь была единственной организацией, легально торговавшей лириумом. Так что каждый храмовник ходил у нее, что называется, на коротком поводке.

В нашем мире

Таким трибунал инквизиции изобразил художник Франциско Гойя.

Инквизиторы назначались папой римским и подчинялись только ему. Набирались они в основном из двух монашеских орденов - францисканцев и доминиканцев. Существовал возрастной ценз: бороться с ересью разрешалось лишь людям старше сорока лет.

В инквизиторы брали главным образом жестких и энергичных карьеристов, причем их происхождение значения не имело. Среди них затесался даже один раскаявшийся еретик - бывший катар Роберто Ле Бург. В 1233 году его назначили инквизитором в район Луары, где он загубил не одну жизнь, а спустя два года сделали главным инквизитором Франции. Он был настолько жестоким человеком, что народ едва не поднял восстание. Чтобы успокоить людей, власти арестовали Ле Бурга и приговорили к пожизненному заключению.

Чем закончилась инквизиция

Проблемы у населения Тедаса, похоже, не заканчиваются никогда.

Если честно, то не совсем закончилась. Скорее вернулась к исходному состоянию. В третьем акте маг-отступник Андерс устраивает теракт в Киркволле и во имя свободы для магов взрывает церковь, убивая Владычицу Эльтину - одну из влиятельнейших церковниц в городе, с чьей помощью еще можно было попробовать уладить дело миром.

В ответ на это Мередит Станнард, глава храмовников Киркволла, прибегает к так называемому Праву уничтожения Круга магов. Начинается резня всех чародеев без разбора, гибнут ни в чем не повинные люди. В отчаянии колдуны прибегают к незаконной, но эффективной магии крови. Однако это лишь убеждает храмовников в правильности их действий.

Инквизиторам придется вновь выйти на тропу войны.

Весть об убийствах разносится по континенту. Разгневанные маги Тедаса уходят в отступники, Неварранское соглашение между инквизиторами и Церковью теряет силу. Храмовники и искатели истины вновь становятся сами по себе. Создается идеальная почва для возрождения инквизиции - чем мы и займемся в .

В нашем мире

Это, пожалуй, единственное место соприкосновения исторической инквизиции и выдуманной из Dragon Age . Да, в каком-то смысле инквизиция существует до сих пор. В XVIII веке в некоторых европейских странах ее и правда запретили. В Испании и Португалии, где влияние католицизма было сильнее, она подписывала смертные приговоры вплоть до XIX века.

Но вот та, что называлась Римской инквизицией, дожила до ХХ века, правда, сменила название и стала известна как Конгрегация доктрины веры. За еретиками и ведьмами ее служители больше не гоняются, все гораздо цивилизованнее: современные «инквизиторы» проверяют католических священников - соответствуют ли те занимаемой должности, верно ли трактуют Библию прихожанам, должным ли образом проповедуют. Наивысшая мера наказания, которую они способны определить провинившемуся, - лишение церковного сана. Костров уже давно никто не жжет. Кстати, предыдущий папа Бенедикт XVI был Великим инквизитором.

К вопросу о кострах и ведьмах: говоря о нашем мире, мы рассказывали о делах еретических, а не об охоте на ведьм, поскольку, во-первых, эта тема достойна отдельной статьи, а во-вторых, массовая охота на ведьм началась значительно позже, чем была основана инквизиция, и особо широко развернулась отнюдь не в католических странах.

Самый крутой инквизитор

Тот самый парень, что послал Церковь ко всем демонам и расторг Неварранское соглашение.

Ламберт ван Ривс - глава ордена искателей истины и один из героев книги «Dragon Age: раскол». Человек с глазами острыми и холодными и лицом, словно высеченным из камня. Характер - нордический, выдержанный. В связях, порочащих его, замечен не был. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к колдунам.

Этот человек одним из первых понял, что Круг магов окончательно прогнил и что в Тедасе настало время для серьезных перемен. Он расследовал серию убийств юных магов в башне Белый Шпиль и бросил вызов верховной жрице Юстинии V, обвинив ее в пособничестве магам-отступникам. Именно он в итоге разорвал Неварранское соглашение, отпустив всех храмовников и искателей истины в вольное плавание.

Поспособствовав ее браку с Фердинандом Арагонским, он возвел ее на трон и сам стал великим инквизитором Испании. Торквемада желал политического и религиозного объединения Испании и мечтал о власти. Он реорганизовал инквизицию и расширил область ее деятельности. Умный и коварный человек, он ловко манипулировал королевской четой.

Для достижения своих целей Торквемада то давил на фанатично верующую Изабеллу, то сулил жадному до денег Фердинанду неплохие барыши от всех своих проектов. А если монархи упорствовали - прибегал к другим, более жестким, мерам.

Так, однажды гонимая инквизицией община иудеев попыталась подкупить Фердинанда. Тот уже собирался взять деньги, но тут про взятку узнал Торквемада. Рассвирепев, он убедил всю страну, что Фердинанд чуть ли не второй Иуда, предавший Христа за тридцать сребреников. Королю ничего не оставалось, кроме как отказаться от денег и объявить об изгнании иудеев.

* * *

Теперь, когда вы обременены знанием, от костра вас спасет только одно - чистосердечное признание. Итак, говорите, только честно, - пользовались ли вы хоть раз читами во время игры по сети? Не важно, где именно, главное - сам факт! Изливайте душу в комментариях, а мы пока приготовим хворост.

Средневековье – эпоха долгих кровопролитных войн, массовых казней и смертельных эпидемий. Возрастающая дикость людей того времени стала первопричиной всех тех кошмаров и ужасов, что окутали Европу.

Святая инквизиция, уже с начала XII века, становится тем самым индикатором человеческой жестокости и стремлений властвовать любой ценой. Её главной задачей стал поиск и истребление еретиков и богоотступников, в лице учёных, оппозиционеров и обычных крестьян. Людей поддавали пыткам, гноили в тюрьмах и отправляли на незатухающее кострище святой инквизиции.

Этимология

Инквизиция (от лат. Inquisitio , «розыски», «расследования») - отдельный судебный институт католической церкви, основными обязанностями которого были выявление и искоренение ереси и богохульства.

Общее название целого ряда учреждений Римско-католической церкви, задачей которых была борьба с ересью.

История возникновения

Начиная с XII века, католическая церковь столкнулась с невиданным ростом альтернативных религиозных направлений в Западной Европе. Дабы утихомирить и побороть оппозиционные движения папство возложило на плечи епископов новые функции, согласно которым они были обязаны выявлять, судить и передавать еретиков светским властям для наказания.

В XII веке император Священной Римской империи Фридрих I Барбосса поручил папе Луцию III разработать схему розыска и раскрытия религиозных преступлений. Папа, воспользовавшись директом обязал всех новоприбывших епископов подбирать себе доносчиков из числа местных жителей, которые должны были уведомлять нового священноиерарха о всех преступлениях против церкви на вверенной ему местности. Епископ собирал все факты злодеяний и направлял их в специальные церковные суды.

Новосозданный церковный суд католической церкви был сформирован в 1215 г. папой Иннокентием III и получил название – «Инквизиция» .

В 1229 г. папой Григорием IX был учреждён специальный церковный трибунал , который занимался поиском, предотвращением и наказанием за распространение ересей.

Суть и средства инквизиции

Суть инквизиции заключалась в определении причастности подсудимого к ереси.

Святая инквизиция занималась поиском еретиков и ведьм, которых обвиняли в связях с нечистой силой. Интересным является тот факт, что помимо инквизиции церкви, преследованием ведьм занимались и светские власти.

Огромное значение приделалось чистосердечному признанию. Внесудебных расправ католическая церковь старалась не допускать, проводя специальные инквизиционные суды. Служащими инквизиции, помимо обычных допросов, применялись и более изощрённые методы получения информации, такие как пытки. Если подозреваемый в ходе «углублённого допроса» выживал, признаваясь и раскаиваясь в содеянном, то материалы его дела передавались в суд.

Обычно приговоры вынесенные инквизиционным судом сводились к смертной казни (сожжении на костре) и исполнялись уже светскими властями.

Исторические этапы

Историю инквизиции можно разделить на 3 хронологических периода:

  • додоминиканский (гонения еретиков до XII века);
  • доминиканский (начиная с Тулузского собора 1229 года);
  • испанская инквизиция .

Первый период характеризовался эпизодическим гонением отдельных иноверцев, а суд над ними составлял лишь малую часть обязанностей епископов.

Во время второго периода начинают создаваться специальные уполномоченные инквизиционные трибуналы, которые находились в руках доминиканских монахов.

Третий период ознаменовался трансформацией инквизиционной системы в аппарат для централизации монархической власти в Испании с притязаниями её монархов на полную политическую и религиозную супрематию в Европе. Отличительной чертой этого периода становится борьба с маврами и евреями. Позже, уже с помощью Иезуитского ордена, создается новая боевая сила католической реакции XVI века против протестантизма.

Испанская инквизиция

Инквизиция в Испании берёт своё начало с XIII века и является самой жестокой и кровавой за всю историю гонений католической церкви. Своего апогея она достигла уже в XV веке, благодаря булле Папы Сикста IV, в которой определялись принципы соблюдения церковных доктрин, религиозного обращения в христианство, как истинную веру, всех иудеев (в марран) и мусульман (в моррисков) и обнаружение ересей, с последующим их разоблачением.

Регулярные преследования иноверцев начинаются с момента реформирования инквизиционной системы Фердинандом II Арагонским и Изабеллой Кастильской впоследствии объединения Арагона и Кастилии в одну монархию.

В 1480 году в городе Севилья впервые был создан специальный инквизиционный трибунал , цель которого заключалась в преследовании людей, тайно выполнявших еврейские обряды.

В 1483 году с одобрения папы Сикста IV верховным инквизитором становится духовный наставник королевы Изабеллы Кастильской – , который и сделал своё имя синонимом кровожадности и фанатической жестокости, погубившей и искалечившей сотни тысяч жизней.

Основным призванием Торквемады стало полное религиозное и политическое объединение Испании. Создавалась целая сеть специальных инквизиционных учреждений, в которую входили Центральный инквизиционный совет и четыре местных трибунала, число которых вскоре увеличили до 10.

Кроме того, государственная власть Испании охотно возложила на плечи инквизиторов роль цензоров, которые тщательно проверяли и запрещали все, по их мнению, безнравственные и еретические книги, а их авторы подвергались гонению и пыткам.

Объектами гонений становились не только еретики, но и активные политические деятели. Очень часто даже зажиточные граждане оказывались в роли жертв, имея вполне «правильные» христианские верования.

Кроме уже привычных пыток, очень популярными становились и так называемые акты веры (аутодафе) , смысл которых заключался в публичном сожжении неугодных Торквемаде и испанской короне инакомыслящих граждан. Впоследствии эти процессы поставили на поток, уничтожая богатых и статусных людей, при этом изымая всё их имущество в пользу государственной казны и инквизиционных органов.

Точное число жертв испанской инквизиции проводимой Торквемадой в период с 1481 по 1498 год до конца не выяснено, но согласно подсчетам, проводимым в начале XIX века, количество пострадавших могло достигать 100 000 человек . Почти 9 тыс. мужчин и женщин были сожжены на костре, 6,5 тыс. – удушены и больше 90 тыс. подверглись пыткам и принудительной конфискации.

Однако, существует и более новые данные, согласно которым, «великий инквизитор» Торквемада, виновен в сожжении только 2 тыс. человек, а значит цифры жертв испанской инквизиции существенно преувеличены. Но это только часть правды, полную картину и точное количество пострадавших мы вряд ли когда-нибудь узнаем.

Православная инквизиция в Российской империи

Позиция Православной Церкви касательно еретиков кардинально отличалась от тех принципов, которыми руководствовалась Западная (католическая) инквизиция.

Инквизиция в России (Российской империи) была введена в 1721 году, когда царь Петр I создал Святейший Синод , с прописанным в нем Духовным Регламентом . Одним из пунктов этого закона назначалась специальная должность – «Протоинквизитор», которую занял иеромонах Пафнутий. Согласно новым нормам, в каждой епархии находился свой «провинциал-инквизитор», которому подчинялись обычные «инквизиторы» из городов и уездов.

Инквизиторы православной церкви, как правило, являлись фискалами, а объектом их внимания выступало духовенство и то, что было связано с его деятельностью.

В круг обязанностей инквизитора входило:

  • наблюдение за выполнением церковнослужителями правил Духовного Регламента;
  • недопущение симонии (покупки или продажи церковных должностей, сана);
  • проверка на соответствие занимаемой должности (архимандрита или игумена);
  • выполнение духовенством Святых правил.

Помимо основных своих функций, инквизиторы следили за взиманием налогов с раскольников. Если среди староверов появлялся духовный наставник – его незамедлительно доставляли в Синод, не допуская распространения старообрядческих верований. Кроме того, инквизиторы были обязаны следить за выполнением государственных законов, как среди священнослужителей, так и среди крестьян.

Духовная инквизиция в России просуществовала недолго и была уничтожена Екатериной I.

Окончание инквизиции

Начиная с эпохи Просвещения, инквизиция начала терять свои позиции.

Ярым противником инквизиционного движения выступил Себастьян Жозе ди Карвалью-и-Мелу (Помбал), который являлся первым министром короля Португалии Жозе I. С его подачи уже в 1771 году инквизицию лишили права цензуры и полностью ликвидировали аутодафе (акт веры, сожжение на костре), а в 1774 году полностью запретили применение пыток к заключённым.

В 1808 году французский император Наполеон I Бонапарт полностью отменил инквизицию на захваченных им территориях Испании, Италии и Португалии. Позже, папа Пий VII окончательно запретил использование пыток.

После португальской революции 1820 года, инквизиция была окончательно отменена на территории всего государства, а с 1821 года от неё отказались и испанские колонии Латинской Америки.

В 1834 году указом королевы Марии Кристины Бурбон-Сицилийской инквизиция в Испании была окончательно отменена.

Из-за невозможности дальнейшего возрождения средневековых инквизиционных движений, уже в 1835 году папа Григорий XVI официально упраздняет все местные инквизиционные трибуналы, оставляя лишь Священную канцелярию, в обязанности которой входило лишь отлучение от церкви (анафема) и издание Индекса запрещённых книг.

В 1966 году папа Павел VI официально упраздняет инквизицию, создавая вместо неё Конгенерацию вероучений и отменяя Индекс.

12 марта 2000 года папа Иоанн Павел II совершил обряд покаяния за грехи сыновей церкви и их преступлений во времена инквизиции.

Книги и фильмы об инквизиции

События, происходившие в эпоху Святой Инквизиции, нашли своё отражение и в литературе. Среди самых известных книг об инквизиции можно выделить:

  • рассказ «Колодец и маятник» (авт. Эдгар Аллан По, 1842);
  • роман «Лейденская красавица» (авт. Генри Райдер Хаггард, 1901);
  • исторический роман «Прекрасная Маргарет» (авт. Генри Райдер Хаггард, 1907);
  • исторический роман «Псы Господни» (авт. Рафаэль Сабатини, 1928);
  • роман «Имя розы» (авт. Умберто Эко, 1980);
  • роман «Воспоминание о монастыре» (авт. Жозе Сарамаго, 1982).

Среди наиболее значимых фильмов , отразивших события времён кровавой инквизиции, стоит отметить:

  • «Страсти Жанны д’Арк» (1928);
  • «Галилео Галилей» (1968);
  • «Джордано Бруно» (1978);
  • «Инквизитор: колодец и маятник» (1990);
  • «Воин Бога» (1999);
  • «Жанна д’Арк» (1999);
  • «Во времена ведьм» (2005);
  • «Палач» (2005);
  • «Страшный суд» (2006);
  • «Черная смерть» (2010).

Статья первая. ПРЕСТУПЛЕНИЯ, РАССЛЕДОВАНИЕ КОИХ ОНА ПРЕДПРИНИМАЛА

I. Хотя папы, учреждая инквизицию, предполагали только розыск и

наказание за преступление ереси (причем отступничество от веры

рассматривалось как частный случай), однако с самого ее начала инквизиторам

потому что это было единственным средством, которое могло привести к

открытию настоящих еретиков. Плохая репутация в этом отношении служила

достаточным прецедентом для обоснования дознания и обыкновенно давала повод

к доносам; вовсе не являясь уликой проступка, она устанавливала лишь простое

подозрение. Это подозрение вытекало из действий или слов, указывавших на

вредные убеждения и ошибочные мнения насчет католических догматов; оно

допускалось лишь в том случае, когда преступное поведение и разговоры были

вполне доказаны. Преступления, не имеющие никакого отношения к верованию, не

могли сделать совершителей их подозреваемыми в ереси, и расследование этих

преступлений принадлежало по праву светским судьям. Однако в числе этих

преступлений были такие, о которых папы думали, что нельзя в них быть

виновными без проникновения вредных учений; поэтому, хотя светские судьи

преследовали совершителей их согласно обыкновенным законам, инквизиторам

было вменено в обязанность рассматривать этих обвиняемых как заподозренных в

ереси и действовать против них, чтобы удостовериться, совершили ли они эти

преступления по свойственной человеку наклонности ко злу или потому, что они

не считали этих деяний преступными. Последнее обстоятельство позволяло

думать, что они заблуждались в догматах. К этому разряду проступков

принадлежит род богохульств, известных под именем еретических. Они

произносились против Бога и его святых, что указывало у виновных на

ошибочное представление о всемогуществе Божием или о каком-либо другом

свойстве божества. А это давало повод к подозрению в ереси, хотя бы эти

богохульства и были произнесены в запальчивости, во время спора или в

опьянении, потому что инквизиторы могли смотреть на них как на

доказательство того, что привычные убеждения богохульников были противны

вере {Эймерик. Руководство для инквизиторов. Ч. II. Вопр. 1.}.

II. Вторым родом проступков, вызывавших подозрение в ереси, были

колдовство и ворожба. Эймерик признает, что эти проступки всецело

принадлежат компетенции светского суда, когда виновные стараются открыть

будущее простыми, естественными средствами, как, например, посредством

чтения линий на ладонях рук или чего-нибудь в этом роде; но он прибавляет,

на основании апостольских правил, что всякий гадатель и всякий человек,

предающийся колдовству, становится подозреваемым в ереси и должен быть

караем инквизицией как еретик, когда он для прорицания будущего совершает

крещение умершего, вновь крестит ребенка, употребляет святую воду от

таинства крещения, святое миро от таинства миропомазания, масло от оглашения

Или масло от соборования , освященные гостии, пелены и священные

богослужебные сосуды или другие предметы, что доказывает его пренебрежение к

ним или злоупотребление таинствами, религиозными тайнами и обрядами.

III. То же подозрение тяготело над лицами, обращавшимися в своей

суеверной деятельности к демонам или употреблявшими какую-либо другую

процедуру в этом роде для целей, о которых идет речь {Там же. Вопр. 52.}. По

мере возрастания в Европе просвещения мы видим исчезновение глупой

доверчивости к этим и тому подобным суеверным средствам, употребляемым для

отгадывания будущего. Но ввиду того, что в средние века этого рода

преступления были очень обыкновенны, сочли важным для политики римской курии

подчинить их ее юрисдикции.

IV. Третьим родом проступков, влекших за собою подозрение в ереси, было

вызывание демонов. Это преступление может быть совершаемо при тех же

обстоятельствах, как и богохульство, потому что люди призывают злых духов в

гневе, запальчивости, буйстве, ярости или скуке, и это в силу част ого

употребления становится привычкой, конечно, преступной, но не имеющей ни

малейшего отношения к ереси. В XIII и последующих веках ложные мнения

(возникшие в эпоху, когда не было здравой критики) сделали очень

обыкновенным преступление вызывания демонов, от которых надеялись получить

милости. Николай Эймерик во всех своих сочинениях кажется добросовестным

писателем, и, когда он рассказывает факты, которые для него являются

необыкновенными, на него можно положиться. Он сообщает нам, что в бытность

свою инквизитором он достал и затем сжег по прочтении две книги о вызывании

демонов, одну под заглавием Ключ Соломона и другую - Сокровище некромантии.

И в той и в другой шла речь о могуществе демонов (причем оно было изображено

очень широким), о культе, который им следует воздавать, и о молитвах, с

которыми к ним обращаться для получения их покровительства. Верившие учению

этих книг имели обыкновение, когда хотели взаимно связать себя относительно

чего-либо клятвою, клясться на словах книги Ключ Соломона, как это делают

христиане, клянясь на Евангелии.

процессов о преступлении вызывания демонов и что многие обвиняемые доходили

то того, что воздавали сатане поклонение со всеми знаками, обрядами и

словами, которыми католики сопровождают свое обращение к самому Богу, потому

что они почитали сатану божеством, враждебным Богу и облеченным могуществом,

равным или даже большим, чем могущество Бога {Эймерик. Руководство для

инквизиторов. Ч. II. Вопр. 43.}. Другие верили лишь в то, что злые духи

равны добрым ангелам и христианским святым, и поэтому воздавали им почитание

Среди злых духов они различали их главу, Люцифера, которого считали

самым могущественным. Существовал также и третий сорт людей, преданных тому

же культу; они прибегали к помощи заклинаний для вызывания теней, подобно

Саулу, прибегшему к помощи волшебницы для вызова тени Самуила {Там же.}

Благодаря прогрессу просвещения человеческий ум может не бояться

возвращения подобных сумасбродств.

V. Существовал четвертый род преступлений, дававший повод к

заподозрению в ереси: это был тот случай, когда отлученный от Церкви

пребывал год или дольше без ходатайства о снятии отлучения, не исполняя при

этом наложенной на него епитимьи. Папы уверяли, что ни один безупречный в

вере католик не может жить под тяжестью церковного наказания с таким

равнодушием, и, соединив такого рода пренебрежение с подозрением в ереси,

просьбы о снятии отлучения {Там же. Вопр. 47.}".

VI. Схизма была пятым поводом к подозрению в ереси. Она может

существовать без этого подозрения или же сопровождать его. К первому разряду

принадлежат схизматики, признающие все догматы веры, но отрицающие долг

послушания римскому епископу как видимому главе Церкви и наместнику Иисуса

Христа на земле. Второй состоит из тех, кто думает подобно этим схизматикам

и, кроме того, отказывается верить в какой-либо один из установленных

догматов. Таковы греки, которые верят в исхождение Святого Духа не от Отца и

Сына, а только от одного Отца . Инквизиция должна поступать сурово с

первыми, потому что они находятся на подозрении в исповедании дурных чувств

к главе Церкви и определенно враждебны к чистоте догмата {Эймерик.

Руководство для инквизиторов. Ч. II. Вопр. 48.}.

VII. Инквизиция должна была также действовать против укрывателей,

пособников и приверженцев еретиков как оскорбляющих католическую Церковь и

разжигающих ереси; это делало их подозрительными в смысле исповедания

осужденных и противных догмату мнений, если только они не выставят мотивов,

оправдывающих их поведение, и таким образом не уничтожат тяготеющее над ними

подозрение {Там же. Вопр. 50 - 53.}. Седьмой разряд подозреваемых состоял из

противодействовавших инквизиции или мешавших инквизиторам исполнять их

обязанности. Расследование этого проступка было предоставлено папами

трибуналу инквизиции, потому что они предполагали, что нельзя быть хорошим

католиком и в то же время ставить препятствия распознанию истины касательно

религиозных верований подданных государя, который не позволял ни одному

еретику оставаться в пределах своих владений {Там же. Ч. III. Вопр. 33 и

VIII. К восьмому разряду относились сеньоры, которые, по требованию

должностных лиц инквизиции клятвенно обещавшись изгнать еретиков из своих

владений, потом отказывались это исполнить: такое сопротивление делало этих

сеньоров подозреваемыми в ереси и до некоторой степени пособниками ее.

Читатель видел уже несколько соборных и папских постановлений, которые

давали повеление об этой мере. Девятый разряд состоял из правителей

королевств, провинций и городов, которые не защищали церкви от еретиков,

когда этого требовали инквизиторы. Такое поведение было достаточной причиной

для подозрения в ереси {Там же. Вопр. 32.}.

IX. Десятый разряд подозрительных жителей состоял из тех, кто не

соглашался отменять действовавшие в городах статуты и узаконения, когда они

были противны мерам, применяемым инквизиторами; такие люди должны были

рассматриваться как препятствующие действиям святой инквизиции и,

следовательно, подозреваемые в ереси {Там же. Вопр. 34 и 36.}.

X. Одиннадцатый случай для подобного подозрения являлся, когда

адвокаты, нотариусы и другие представители закона покровительствовали делу

еретиков, помогая им своими советами и другими способами ускользнуть из рук

инквизиторов; когда они скрывали бумаги, документы процесса или деловые

акты, из которых можно узнать заблуждения еретиков, место их жительства и их

положение или которые могли каким-либо другим способом послужить к

обнаружению ересей. Такое поведение ставило их в разряд пособников и

защитников еретиков {Там же. Ч. III. Вопр. 33.}.

XI. В двенадцатом разряде подозреваемых находились лица, дававшие

церковное погребение еретикам, публично признанным за таковых, по их

собственному признанию или в силу окончательного приговора; если

каноническое запрещение было известно, оно являлось причиной подозрения

нарушителей его в ереси {Там же. Вопр. 40.}.

XII. Тот, кто во время судебного разбирательства по делу вероучения

отказывался давать присягу относительно какого-либо пункта, когда этого у

него требовали, тоже становился подозреваемым в заблуждениях в вере. Такое

упорство заставляло смотреть на него как на виновного в сопротивлении режиму

святой инквизиции {Там же. Вопр. 41 и 118.}.

XIII. В четырнадцатый разряд подозреваемых надо поставить умерших, на

которых поступил донос как на еретиков. Такое распоряжение могло быть

основано на многих папских декреталиях, которые с целью сделать ересь еще

ненавистнее приказали, чтобы производилось расследование об ославленных

умерших, их трупы вырывались из земли и сжигались рукой палача. Их имущество

также конфисковалось, а память их предавалась бесчестью {Там же. Вопр. 63, с

комментарием Пеньи.}.

XIV. То же подозрение падало на сочинения, содержащие еретическое

учение или могущие к нему привести, и на их авторов. Эймерик приводит

различные судебные приговоры с осуждением книг, постановленные им самим или

иногда епископом той епархии, в которой он выполнял свои обязанности. Между

прочим он приводит сочинения: Раймонда Лудлия , знаменитого

францисканского монаха Майорки; Раймонда Тарраги, доминиканского монаха,

недавно обращенного из иудаизма, в которых говорилось о некромантии и

вызывании демонов; Арно де Вильнева, каталонского медика; Гонсало из Куэнсы

и Николая из Калабрии ; еретиков-виргилиан , эти сочинения

являвшегося ему несколько раз лично, как об этом передается в его процессе;

наконец, книги Бартоломее Генуэзца о пришествии антихриста {Эймерик.

Руководство для инквизиторов. Ч. II. Вопр. 9,26,27,28.}.

XV. Кроме того, считали за подозреваемых в преступлении ереси тех, кто,

не принадлежа ни к одному из предыдущих разрядов, тем не менее заслуживал

той же квалификации своими деяниями, своими разговорами или своими

сочинениями {Там же.}.

XVI. Наконец, евреи и мавры также считались подсудными святой

инквизиции, когда они склоняли католиков своими словами или сочинениями

принимать их веру. На самом деде они не были подчинены законам Церкви,

потому что не получили крещения; но папы пришли к убеждению, что они

становились, так сказать, под каноническую юрисдикцию самим актом своего

преступления. Государи, без сомнения, одобряли такую политику, потому что

папы не могли применять свою духовную власть к подобным вассалам иначе, как

с их согласия.

XVII. Эймерик не ставит в число особых преступлений, которые инквизиция

имела право преследовать, магию и колдовство, потому что, согласно его

системе, они принадлежали к вызыванию демонов и к ворожбе посредством

некромантии, пиромантии и другим подобным операциям, предполагавшим

договор с дьяволом. Этот проступок становился с каждым днем все реже, по

мере уменьшения легковерия публики, что легковерие является единственной

опорой этой профессии, адепты которой стараются вытянуть деньги одураченных

ими людей и обеспечить себе преступную наживу посредством мошенничества и

приманки суеверий.

XVIII. Хотя лиц, виновных в только что названных преступлениях,

подчиняло юрисдикции инквизиторов общее узаконение, но существовали

обстоятельства, когда такие лица оставались от нее независимыми. Так, папа,

его легаты, его нунции , его должностные лица и приближенные были

изъяты из ее компетенции. Хотя бы на них поступил донос как на формальных

еретиков, инквизитор имел право получить только секретную информацию и

направить ее к папе. То же изъятие существовало по отношению к епископам;

короли не пользовались этим правом {Там же. Ч. V. Вопр. 25,26,27 и 31.}.

XIX. Ввиду того, что епископы были обычными инквизиторами по

божественному праву, казалось справедливым, чтобы их не лишали права

получать осведомления и доносы, направленные против апостолических

инквизиторов в отношении веры; между тем папы сделали своих делегатов

независимыми от обычной юрисдикции, постановив, что лишь один апостолический

инквизитор имеет право преследовать другого {Там же. Вопр. 30.}.

XX. Инквизитор и епископ действовали с общего согласия; в то же время

каждый из них имел право преследовать обвиняемых единолично. Приказы о

заключении в тюрьму могли выноситься только одновременно; то же имело силу и

по отношению к пытке и к окончательному приговору, для которых соучастие

того и другого лица было необходимо. Когда они не были согласны, то

обращались к папе. Если каждый постановлял свое решение отдельно, они

сообщали его друг другу, чтобы прийти к соглашению об окончательных

мероприятиях, которые следовало предпринять {Там же. Ч. III. Вопр. 47 и

XXI. Инквизиторы могли потребовать содействия светской власти для

навлечь на себя кары в виде отлучения от Церкви и преследования по

подозрению в ереси; впрочем, чтобы не попасть впросак, инквизиторы умели

окружать себя достаточным числом альгвасилов и вооруженных людей для

защиты себя, своих секретарей и чиновников {Там же. Ч. III. Вопр. 56 и 57.}.

XXII. Епископ был обязан предоставлять свою тюрьму для заключения в ней

привлекаемых к суду; помимо этого инквизиторы имели особую тюрьму, чтобы

обеспечить сохранность обвиняемых {Там же. Вопр. 58.}.

XXIII. Если процесс представлял сомнения или трудности применении

канонов, декреталий, булл, апостольских бреве и гражданских законов,

инквизитор мог созвать собрание Юрисконсультов, чтобы осведомиться об их

мнении. Когда это случалось, он сообщал им документы процесса, иногда в виде

копии, где были опущены имена обвиняемых, доносчица и свидетелей, а также

обстоятельства, которые могли бы их обнаружить; иногда показывали подлинные

документы, взяв юрисконсультов клятвенное обещание хранить тайну. Этот

обычай впоследствии создал институт советников святой инквизиции, должность

которых была сведена к нулю, потому что инквизиторы были сами канонистами и

считали себя достаточно образованными, чтобы обходиться без постороннего

вмешательства {Эймерик. Руководство для инквизиторов. Вопр. с 77 по 81.}.

XXIV. Первые инквизиторы не получали никакого определенного жалованья.

Святая инквизиция была создана набожностью и ревностью по вере. Исполнявшие

обязанности инквизиторов были монахами и почти все давали обет бедности.

Священники, которые иногда участвовали в их трудах, рыли каноники или

духовные лица, пользующиеся доходами от прихода , и поэтому не думали

об ассигновании им жалованья. Но такое положение вещей должно было

измеряться, когда инквизиторы начали совершать путешествия в Сопровождении

секретарей, альгвасилов и вооруженной свиты. Тогда все их расходы были

возложены папами на епископов под тем предлогом, что инквизиторы трудились

над уничтожением ересей и преследованием еретиков в их епархиях. Это

мероприятие римской курии не понравилось епископам; оно показалось им тем

более несправедливым, что лишало их части авторитета. Обращались также к

сеньорам с намерением побудить их принять на себя эти издержки, основываясь

на том, что на них было возложено обязательство не терпеть в своих владениях

ни одного еретика. Однако этогo основания было недостаточно, чтобы помешать

общему ропоту и недовольству. Наконец настало время, когда на расходы

инквизиции были предоставлены средства от продажи имущества или из доходов

конфискованных у еретиков имений. На это употребляли также штрафные деньги,

налагаемые на еретиков в некоторых случаях, когда не было постановления о

конфискации имущества. Эти ресурсы составляли единственный фонд, на котором

инквизиция могла основывать свои расходы, и она никогда не имела ни прочной

дотации, ни определенной на этот предмет суммы, как это согласно утверждают

Эймерик и его комментатор Пенья {Эймерик. Руководство для инквизиторов.